См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 мая 2011 г. N Ф08-2391/11 по делу N А63-4449/2010
Прокуратура Краснодарского края (далее - прокуратура) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к муниципальному образованию Апшеронский район в лице Управления имущественных отношений Апшеронского района (далее - администрация), Мельникову Станиславу Евгеньевичу о признании недействительной сделки по договору аренды от 26.05.2006 N 0200003121 в отношении земельного участка, расположенного в урочище "Белая Гора" Апшеронского района, площадью 301 145 кв. м, с кадастровым номером 23:02:14 06 019:0005, и применении последствий недействительности сделки.
Решением от 04.09.2008 требования удовлетворены, сделка признана не соответствующей требованиям статей 7 и 103 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку спорный земельный участок относился к землям запаса.
Постановлением апелляционного суда от 11.06.2009 решение суда отменено, в иске отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемый договор соответствовал действовавшему в момент его заключения законодательству, право распоряжаться землей до разграничения государственной собственности на землю принадлежало органам местного самоуправления.
В кассационной жалобе прокурор просит отменить постановление апелляционного суда, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу управление и Мельников С.Е. просят оставить без изменения постановление апелляционного суда, ссылаясь на то, что земельный участок передан в аренду до разграничения государственной собственности на землю. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет, после чего принято решение о переводе земель в сельскохозяйственные, и передаче участка в аренду Мельникову С.Е. для ведения крестьянско-фермерского хозяйства.
В заседании представитель прокурора поддержал доводы жалобы, Мельников С.Е. просил в удовлетворении жалобы отказать, пояснил, что им на земельном участке посажены саженцы фундука, при возврате земельного участка подлежит компенсированию стоимость
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, решением сессии Апшеронского района Советов депутатов от 03.12.2003 N 251 (пункт 3.2) полномочия по предоставлению земельных участков, делегированы городским, поселковым и сельским округам Апшеронского района.
Индивидуальный предприниматель Мельников С.Е. обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для сельскохозяйственного производства.
Постановлением от 01.03.2006 N 204 главы администрации муниципального образования Апшеронский район утверждены границы и размер земельного участка, расположенного в Апшеронском районе, на землях запаса, в урочище "Белая гора" площадью 301 145 кв. м, установлен вид разрешенного использования сформированного земельного участка: для сельскохозяйственного производства.
7 апреля 2006 года земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 23:02:14 06 019:0005.
Распоряжением главы Хадыженского городского поселения Апшеронского района от 26.05.2006 N 181-р земельный участок для сельскохозяйственного производства предоставлен заявителю.
26 мая 2006 года между администрацией и индивидуальным предпринимателем Мельниковым С.Е. заключен договор аренды от 26.05.2006 N 0200003121 земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 301 145 кв. м, с кадастровым номером 23:02:14 06 019:0005.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого полномочным органом принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.
В соответствии со статьей 13 названного Закона перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности в собственность или в аренду в соответствии с порядком, установленным специальным федеральным законом.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен статьей 12 Закона о крестьянском хозяйстве. Согласно названной статье граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны определенные в Законе сведения.
Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления граждан или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
На основании статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшего в период заключения спорного договора, государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее - сведения государственного земельного кадастра).
Как видно из материалов дела, на момент заключения оспариваемого договора земельный участок был поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства.
Доказательства регистрации иного назначения спорного земельного участка по состоянию на момент заключения договора аренду отсутствуют. Постановление и распоряжение органов местного самоуправления, кадастровая запись о целевом предназначении спорного участка не оспорено.
Заявляя требования о признании сделки недействительной, прокурор просил применить последствия недействительности сделки. На момент предъявления иска спорный договор исполнен сторонами, земельный участок используется по целевому назначению. Суды установили, что на площади 20 га после предварительной очистки от древесно-кустарниковой растительности крестьянско-фермерским хозяйством посажены 12 тысяч саженцев ореха-фундука стоимостью 2 202 475 рублей.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что к сложившимся между администрацией и крестьянско-фермерским хозяйством правоотношениям не применяется статья 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", является правильным. Земельные участки земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах), является правильным. В данном случае земельный участок предоставлен крестьянско-фермерскому хозяйству, порядок предоставления земельного участка, предусмотренный Законом о крестьянском хозяйстве, не нарушен.
Апелляционный суд правильно указал на статью 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой установлено, что обращение с иском является способом защиты гражданских прав и направлено на восстановление нарушенного права. Прокурор не представил доказательства, что за период со времени заключения спорного договора иные лица, кроме Мельникова С.Е., претендовали на спорный участок, довод о нарушении прав неопределенного круга лиц носит декларативный характер.
Довод кассационной жалобы о том, что земельный участок предоставлен из земель запаса и им должен распоряжаться орган государственной власти субъекта федерации, не являлся предметом исследования в апелляционном суде.
В силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов, при этом не имеет полномочий на исследование и установление обстоятельств дела, не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций.
Апелляционный суд правильно применил нормы материального и процессуального права, основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2009 по делу N А32-12204/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 августа 2009 г. N А32-12204/2008 "Земельный участок предоставлен крестьянско-фермерскому хозяйству, порядок предоставления земельного участка, предусмотренный Законом о крестьянском хозяйстве, не нарушен"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело