Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 21 августа 2009 г. N А32-204/2009-12/5-3АЖ
(извлечение)
Индивидуальный предприниматель Мосиенко Роман Васильевич (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Лабинску (далее - налоговая инспекция) от 08.12.2008 N 109 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 3 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 23.01.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что налоговая инспекция доказала наличие в деянии предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 Кодекса.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.06.2009 решение суда от 23.01.2009 отменено, постановление налоговой инспекции от 08.12.2008 N 109 признано незаконным и отменено. Судебный акт мотивирован тем, что налоговая инспекция не представила доказательства наличия в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на доказанность совершения предпринимателем административного правонарушения и правомерность применения к нему мер административного воздействия.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения как законное и обоснованное, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя предпринимателя, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании поручения от 01.12.2008 N 288 налоговая инспекция провела проверку деятельности предпринимателя по оказанию услуг перевозки пассажиров на легковом таксомоторе марки "Рено Логан", государственный номер Х 815 ЕУ 93 RUS, на предмет соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ).
В ходе проверки установлено, что предприниматель при расчете за оказанную услугу (перевозка пассажиров) стоимостью 50 рублей не применил контрольно-кассовую технику ввиду ее отсутствия. По результатам проверки составлены акт от 01.12.2008, протокол об административном правонарушении от 01.12.2008 N 009806 и принято постановление от 08.12.2008 N 109 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса в виде 3 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предприниматель обжаловал постановление налоговой инспекции в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции установил все фактические обстоятельства по делу, в совокупности оценил представленные в дело доказательства, правильно применил статьи 2 и 5 Закона N 54-ФЗ, статью 14.5 Кодекса и принял судебный акт, который отвечает требованиям статей 71 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не подлежит отмене или изменению.
В соответствии со статьями 2 и 5 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ организации в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Статьей 14.5 Кодекса установлена административная ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
В пункте 4 постановления Пленума от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил, что в случае невыдачи документов строгой отчетности соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины.
Из материалов дела следует, что предприниматель при оказании услуг перевозки выдал пассажиру бланк строгой отчетности - квитанцию на оплату стоимости пользования легковым такси серии АА N 000343, в которой поименованы фамилия, имя и отчество предпринимателя, его ИНН, вид, стоимость и дата оказания услуги.
Данное обстоятельство налоговая инспекция не оспорила и не привела доводы о невозможности идентификации сведений, содержащихся в выданной предпринимателем 01.12.2008 квитанции серии АА N 000343, с фактически оказанной услугой.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод об отсутствии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса, признал незаконным и отменил постановление налоговой инспекции от 08.12.2008 N 109.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы налоговой инспекции не основаны на нормах права и направлены на переоценку доказательств, исследованных судом апелляционной инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно статье 287 Кодекса кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения судебного акта отсутствуют. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2009 по делу N А32-204/2009-12/5-3АЖ оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 августа 2009 г. N А32-204/2009-12/5-3АЖ
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело