Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 15 сентября 2009 г. N А15-601/2009
(извлечение)
ОАО "Каспийский завод точной механики" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу (далее - департамент) от 20.03.2009 N 00008/2/09-1 о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 100 тыс. рублей и постановления департамента от 20.03.2009 N 00008/2/09-2 о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса в виде 50 тыс. рублей штрафа.
Решением арбитражного суда от 22.04.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.06.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества составов вмененных ему административных правонарушений.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и принять новое решение. Заявитель жалобы считает, что правонарушения, перечисленные в акте проверки, не имеют никакого отношения к предмету проверки - базе отдыха "Взморье", которая не функционирует и закрыта до 01.05.2010. Само предприятие департамент не проверял.
В отзыве на кассационную жалобу департамент отмечает, что проверялась именно база отдыха, а не общество, факт закрытия базы отдыха для отдыхающих до наступления соответствующего сезона не подтверждает ее нефункционирование, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить.
Как видно из материалов дела, в период с 02.02.2009 по 26.02.2009 департамент провел проверку базы отдыха общества по вопросу соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды, в ходе которой установлено, что общество не производит платежи за негативное воздействие на окружающую среду, не организовало учет образования и движения отходов, не оборудовало места временного размещения отходов производства, не заключило договоры на вывоз и утилизацию отходов, не разработало проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, отсутствуют лимиты на размещение отходов на территории предприятия и передачи другим природопользователям, не предоставляется гостатсотчет по форме "ТП-(Отходы) в соответствующий орган (акт проверки от 26.02.2009 N 00008/2/09). По результатам проверки в отношении общества составлены протоколы об административных правонарушениях от 05.03.2009 N 00008/2/09-1 и N 00008/2/09-2 и вынесены постановления от 20.03.2009 N 00008/2/09-2 о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса в виде 50 тыс. рублей штрафа и N 00008/2/09-1 о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса в виде 100 тыс. рублей штрафа.
Отказывая в удовлетворении требований, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества составов вмененных ему правонарушений.
Предусмотренное диспозицией части 1 статьи 8.41 Кодекса правонарушение состоит в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об окружающей среде) размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является платным. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - постановление Правительства N 632) и постановлением Правительства от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - постановление Правительства N 344).
В пункте 1 постановления Правительства N 632 указано, что утвержденный порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за размещение отходов.
В Приложении N 1 к постановлению Правительства N 344 определены нормативы платы за размещение отходов производства и потребления и коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям экономических районов Российской Федерации. Пунктом 9 постановления Правительства N 632 предусмотрено, что перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Статьей 8.2 Кодекса установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Между тем деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14561/2008.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, а также поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно положениям статей 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Ответственность по статье 8.2 Кодекса наступает в случае обращения с отходами производства и потребления. Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Доказательствами, полученными в ходе проверки общества, такие факты не подтверждены.
Как видно из материалов дела и отзыва департамента, объектом проверки являлась только базы отдыха общества, находящаяся в Карабудахкентском районе Республики Дагестан. В акте проверки от 26.02.2009 N 00008/2/09 зафиксировано, что база отдыха не функционирует с 2007 года в связи с отсутствием финансирования. В подтверждение этого представлены соответствующие приказы общества. Доказательства обратного департамент не представил.
В протоколе об административном правонарушении отсутствуют сведения, относящиеся к событию совершенного правонарушения. Кроме того, не отражено, какие суммы за негативное воздействие на окружающую природную среду подлежали внесению, но фактически не внесены либо внесены с нарушением установленного срока.
Из материалов дела и оспариваемых постановлений не следует, что общество осуществляло деятельность, оказывающую вредное воздействие на окружающую природную среду, занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.
Департамент при рассмотрении административного дела не установил, какой вид деятельности осуществляет общество, связана ли его деятельность с обращением с отходами, воздействием на окружающую среду, если связана, то какой вид негативного воздействия из установленных Законом об окружающей среде осуществляется.
Таким образом, департамент привлек общество к административной ответственности при отсутствии надлежащих доказательств, с нарушением положений Кодекса, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах судебные инстанции сделали неправильный вывод о наличии в действиях общества составов правонарушений, поэтому принятые по делу судебные акты надлежит отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение о признании незаконными и отмене оспариваемых постановлений департамента от 20.03.2009 N 00008/2/09-2 и 00008/2/09-1.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 22.04.2009 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2009 по делу N А15-601/2009 отменить.
Признать незаконными и отменить постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу от 20.03.2009 N 00008/2/09-2 и N 00008/2/09-1.
Возвратить открытому акционерному обществу "Каспийский завод точной механики" из федерального бюджета 1 тыс. рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 21.07.2009 N 406.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 сентября 2009 г. N А15-601/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело