Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 25 сентября 2009 г. N А53-24417/2008
(извлечение)
ОАО "МРСК Юга" - "Ростовэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительными акта Департамента лесного хозяйства Ростовской области (далее - департамент) от 09.09.2008 N 4/21-Л проведения проверки соблюдения лесного законодательства; предписания департамента от 09.09.2008 N 4П/21-Л по устранению нарушений лесного законодательства (далее - предписание); а также о признании незаконными действий старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках департамента Асташова В.Д. и государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках департамента Фатеева С.Н. в применении норм действующего законодательства Российской Федерации при составлении ненормативных правовых актов в ходе проведения проверки соблюдения обществом лесного законодательства.
Решением от 11.03.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.06.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано в части признания недействительным предписания департамента от 09.09.2008 N 4П/21-Л по устранению нарушений лесного законодательства; признания незаконными действий старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках департамента Асташова В.Д. и государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках департамента Фатеева С.Н. в применении норм действующего законодательства Российской Федерации при составлении ненормативных правовых актов в ходе проведения проверки соблюдения обществом лесного законодательства. В остальной части заявленных требований производство по делу прекращено. Обществу из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 2 тыс. рублей.
Суды указали на необходимость заключения обществом договоров аренды лесных участков, так как эксплуатация линий электропередач является самостоятельным видом использования лесов, которая требует проекта освоения и согласованной с лесничеством схемы проезда. В части оспаривания акта проверки производство по делу прекращено ввиду неподведомственности.
В кассационной жалобе и дополнении к ней общество просит судебные акты обеих инстанций отменить в части отказа в удовлетворении требований и принять по делу новый судебный акт, которым признать недействительным предписание департамента от 09.09.2008 N 4П/21-Л. Заявитель указывает на то, что вырубка древесной и кустарниковой растительности в целях обеспечения нормальной эксплуатации линий электропередач полностью соответствует требованиям пункта 2.2 части 2 статьи 45 Лесного Кодекса Российской Федерации и предоставления лесных участков не требует. Для нормальной эксплуатации электрических сетей, расположенных на землях, отнесенных к категории земель лесного фонда, достаточным является законное использование земель, находящихся под опорами линий электропередач, а также использование лесов в целях создания и поддержания охранных зон без предоставления лесных участков.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать, указав, что для эксплуатации линий электропередач (ЛЭП) необходимо наличие договоров аренды лесных участков, заключение которых производится без проведения аукциона. В заявлении на заключение названных договоров указывается площадь лесного участка, необходимого для эксплуатации ЛЭП, согласно которой департамент осуществляет разработку плана лесного участка или кадастрового плана. Работы по обеспечению эксплуатации ЛЭП проводятся только в границах отведенного участка.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и дополнениях к жалобе, представители ответчика - доводы, изложенные в отзыве и дополнении к нему.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит отменить в части, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, департаментом проведена проверка соблюдения обществом лесного законодательства при использовании лесов для эксплуатации линий электропередач, по результатам которой составлен акт от 09.09.2008 N 4/21-Л (т. 1, л. д. 15 - 19) и выдано предписание от 09.09.2008 N 4П/21-Л (т. 1, л. д. 20, 21), которым обществу указано на необходимость оформить право пользования (договор аренды лесных участков) для эксплуатации линии электропередач (до 01.03.2009); разработать проект освоения лесов на лесные участки, используемые для эксплуатации линий электропередач (до 01.05.2009); согласовать с Верхнедонским территориальным отделом-лесничеством департамента схему проезда автомобильного транспорта и других средств к линиям электропередач для обслуживания и проведения ремонтных работ (до 01.10.2008).
Полагая, что названные акт и предписание являются недействительными и возлагают на общество не предусмотренные законом обязанности, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части оспаривания предписания и действий инспекторов департамента, суды исходили из того, что на момент проверки заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о наличии права пользования земельными участками, расположенными под ЛЭП, а также проекта освоения лесов, необходимого для рубки в процессе содержания ЛЭП.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регламентирован положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы которой предусматривают проверку судом оспариваемых ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) соответствующих органов и установление их соответствия закону или иному нормативному правовому акту, наличия полномочий у органа или лица, принявших оспариваемый акт или решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие), а также установление того, нарушают ли они права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворение заявления возможно только при установлении судом наличия одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 1 статьи 45 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Кодекса на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для использования линий электропередач и других линейных объектов.
Частью 5 статьи 21 Кодекса предусмотрено, что в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
В силу пункта 2.1 части 2 статьи 45 Кодекса лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном, пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные линейные объекты.
В соответствии с пунктом 2.2 части 2 статьи 45 Кодекса в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, в том числе в охранных зонах указанных линейных объектов, осуществляется использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан без предоставления лесных участков.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.04.2007 N 99 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (далее - Правила) которые устанавливают требования к использованию лесов, предоставленных для указанных целей. В пункте 2 Правил указано, что для эксплуатации линий электропередачи лесные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответствии со статьей 9 Кодекса. Статья 9 Кодекса регламентирует порядок возникновения и прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права ограниченного пользования (сервитут), права аренды и права безвозмездного срочного пользования лесными участками.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 27.05.2004 серии 61 АА N 685241, 685244, 6852249 земельные участки, на которых расположены ЛЭП общества, относятся к землям лесного фонда и федеральной собственности.
Из акта проведения проверки соблюдения обществом лесного законодательства от 09.09.2008 N 4/21-Л следует, что фактически лесные земельные участки используются ОАО "МРСК Юга" без правоустанавливающих документов, в пределах охранной зоны линий электропередач в процессе текущего содержания ЛЭП проводится вырубка древесной и кустарниковой растительности для обеспечения нормальной эксплуатации линий электропередач.
Из пояснений заявителя следует, что указанные действия осуществляются им на основании договоров аренды земельного участка от 26.07.2005 N 706-П, 711-П (т. 1, л. д. 32, 42), заключенных с администрацией Верхнедонского района, а также дополнительных соглашений от 31.12.2008 о пролонгации указанных договоров до 01.11.2009, перезаключенных с собственником земельных участков - Российской Федерацией в лице Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области (далее - Территориальное управление).
Суды не приняли довод заявителя о наличии договоров аренды (под опорами линий электропередач), указав, что Территориальное управление не уполномочено заключать договоры аренды; соответствующие полномочия на территории Ростовской области переданы Департаменту лесного хозяйства.
Однако, при рассмотрении дела судами не дана оценка представленным свидетельствам о государственной регистрации права собственности от 09.06.2006 серии 61 АВ N 108394 (т. 1, л. д. 39), от 09.06.2006 серии 61 АВ N 108393 (т. 1, л. д. 48), в обоснование того, что земельные участки, занимаемые объектами электросетевого хозяйства, отнесены к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения, что исключает возможность распространения на них правового регулирования земель лесного фонда, имеющимся в деле договорам аренды земельных участков от 26.07.2005 N 706-П, 711-П (т. 1, л. д. 32, 42), дополнительным соглашениям к этим договорам от 31.12.2008 (т. 4, л. д. 64 - 67), заключенным с администрацией Верхнедонского района и Территориальным управлением, а также актам, свидетельствующим о предоставлении обществу ранее земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование. Администрация Верхнедонского района к участию в деле не привлечена.
Кроме того, из оспариваемого предписания следует, что выявленное нарушение связано с использованием обществом лесов для эксплуатации линий электропередач без оформления права пользования (аренды) лесными участками, тогда как актом проверки от 09.09.2008 зафиксировано использование лесных (земельных) участков без правоустанавливающих документов.
Таким образом, не конкретизирована норма, нарушенная обществом (пункт 2.1 или 2.2 части 2 статьи 45 Кодекса), оспариваемые акт и предписание содержат противоречивые данные, что не принято во внимание при рассмотрении дела судами обеих инстанций.
Указанные противоречия суды не устранили.
Поскольку выяснение этих обстоятельств имеет существенное значение для разрешения спора, а кассационная инстанция не наделена полномочиями по исследованию обстоятельств дела и оценке доказательств, судебные акты в части отказа в удовлетворении требований надлежит отменить, в указанной части дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит устранить отмеченные недостатки, установить, какие конкретно действия (бездействие) общества послужили основанием для составления акта проверки и предписания от 09.09.2008, дать оценку свидетельствам о государственной регистрации права собственности от 09.06.2006, договорам аренды земельных участков, дополнительным соглашениям к ним, заключенным с Территориальным управлением, привлечь к участию в деле Администрацию Верхнедонского района и принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.03.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2009 по делу N А53-24417/2008 отменить в части отказа в удовлетворении требований, в указанной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
В остальной части решение от 11.03.2009 и постановление от 19.06.2009 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 сентября 2009 г. N А53-24417/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело