Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 26 ноября 2009 г. N А32-6592/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2009 г.
ООО "Комплекс" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю (далее - управление) от 26.02.2009 N 01-056-100ГВ/8-4, 01-056-100 ГВ/1-4, 01-056-100ГВ/2-4, 01-056-100ГВ/6-4 и 01-056-100ГВ/4-4, которыми общество привлечено к административной ответственности по статьям 7.3, 8.2, 8.9, части 1 статьи 8.10 и статьи 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.04.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2009, в удовлетворении требований отказано. Судебные акты мотивированы следующим: в действиях общества имеются составы правонарушений, процедура привлечения общества к ответственности не нарушена.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда, постановление апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает на несогласие с выводами судебных инстанций.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя управления от 22.01.2009 N 1.09/85 в период с 26.01.2009 по 28.01.2009 сотрудники управления провели внеплановую проверку соблюдения обществом требований природоохранного законодательства Российской Федерации. В ходе проверки выявлены следующие факты:
- общество осуществляет добычу пресных подземных вод из шести артезианских скважин с целью реализации воды населению при отсутствии лицензии на право пользования недрами;
- оказывает услуги населению по вывозу твердых бытовых отходов при отсутствии лицензии на обращение с опасными отходами;
- не разработало проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, паспорта опасных отходов, не получило лимиты на их размещение;
- лица, допущенные к обращению с опасными отходами, не имеют свидетельства, подтверждающего их профессиональную подготовку;
-территории первых поясов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения не ограждены, не спланированы для отвода сточных вод, не имеют охраны, не озеленены, дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия;
- общество не вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду;
- согласно провизорной калькуляции затрат на подачу воды в 2008 году потери воды в сетях составили 144 тыс. куб. м. Ввиду того, что общество не представило утвержденные нормативы потерь, все потери считаются сверхнормативными.
По итогам проверки составлены акт от 26.01.2009 N 01-056-100 2В-1 и протоколы об административных правонарушениях от 02.02.2009 N 01-056-100ГВ 4/2, 01-056-100ГВ/8-2, 01-056-100ГВ/1-2, 01-056-100ГВ/6-2, 01-056-100-ГВ/2-2.
Постановлениями от 26.02.2009 N 01-056-100ГВ/8-4, 01-056-100 ГВ/1-4, 01-056-100ГВ/2-4, 01-056-100ГВ/6-4, 01-056-100ГВ/4-4 общество признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 8.2, 8.9, частью 1 статьи 8.10, статьей 8.41 Кодекса. Обществу назначено наказание в виде штрафов в следующих размерах: по статье 7.3 Кодекса - 30 тыс. рублей, по статье 8.2 Кодекса - 120 тыс. рублей, по статье 8.9 Кодекса - 10 тыс. рублей, по части 1 статьи 8.10 Кодекса - 60 тыс. рублей, по статье 8.41 Кодекса - 100 тыс. рублей.
Не согласившись с указанными постановлениями, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии со статьей 5 Водного кодекса Российской Федерации к водным объектам относятся поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты. Пунктом 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды.
Статьи 10, 10.1, 16, 19 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предусматривают, что участки недр предоставляются в пользование для добычи подземных вод по лицензии (при наличии заявки) на срок до 25 лет, выдаваемой на основании решения специальной комиссии, создаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр (кроме случая устройства бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения), для целей питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности.
Таким образом, действия лица по добыче и использованию подземных вод без лицензии являются правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.3 Кодекса.
В ходе проверки установлено, что общество осуществляет добычу пресных подземных вод из шести артезианских скважин для реализации воды населению при отсутствии лицензии на право пользования недрами.
Статьей 8.2 Кодекса предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Необходимость получения лицензии при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов предусмотрена подпунктом 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Согласно части 1 статьи 15 Закона N 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.
Из содержания п. 2.2 СанПиНа 2.1.7.728-99 следует, что для организации обращения с отходами и повседневного контроля в крупных и средних ЛПУ приказом руководителя учреждения назначается ответственный специалист (эпидемиолог, главная медсестра, зам. главного врача по техническим вопросам), который обязан пройти обучение в специализированном центре по обращению с отходами и получить свидетельство (сертификат) установленного образца на право организации работ по обращению с отходами. В небольших ЛПУ и коммерческих учреждениях обучение проходит руководитель учреждения или его заместитель. В случае отсутствия данного специализированного центра обучение и выдачу свидетельств установленного образца осуществляет территориальный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН).
Согласно статье 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации.
При рассмотрении дела суд установил следующие нарушения: общество оказывает услуги населению по вывозу твердых бытовых отходов при отсутствии лицензии на обращение с опасными отходами; общество не разработало проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, паспорта опасных отходов, не получило лимиты на размещение опасных отходов; лица, допущенные к обращению с опасными отходами, не имеют свидетельств, подтверждающих их профессиональную подготовку. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях общества состава административного правонарушения по статье 8.2 Кодекса.
Статья 8.9 Кодекса предусматривает ответственность за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки.
В соответствии с пунктом 6 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" к основному требованию по рациональному использованию и охране недр отнесен, в том числе, достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
Согласно пункту 3.2.1.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10, территория первого пояса зоны санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Из материалов дела следует, что территории первых поясов зон санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого водоснабжения обществом не ограждены, не спланированы для отвода сточных вод, не имеют охраны, не озеленены, дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия, что является нарушением п. 3.2.1.1. СанПиНа 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения". Общество не ведет достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
Таким образом, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.9 Кодекса.
Частью 1 статьи 8.10 Кодекса предусмотрена административную ответственность за выборочную (внепроектную) отработку месторождений полезных ископаемых, приводящую к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить, в том числе, недопущение сверхнормативных потерь и разубоживания полезных ископаемых.
Согласно провизорной калькуляции затрат на подачу воды в 2008 году потери воды в сетях составили 144 тыс. куб. м. Общество не представило утвержденные нормативы потерь, следовательно, все потери считаются сверхнормативными, что свидетельствует о наличии в действиях общества состава правонарушения по части 1 статьи 8.10 Кодекса.
Статьей 8.41 Кодекса предусмотрена административную ответственность за невнесение в установлены сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 16 ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
В нарушении данных сроков общество не вносило плату за негативное воздействие на окружающую среду на протяжении в 2008 году. Изложенное свидетельствует о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 Кодекса.
При рассмотрении дела суд установил наличие всех вмененных обществу составов правонарушений. Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, являющихся безусловными основаниями для признания незаконными и отмены оспариваемых постановлений, не выявлено.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии вины общества в совершении правонарушений и действия в условиях крайней необходимости не находят своего подтверждения в материалах дела.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.04.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2009 по делу N А32-6592/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 ноября 2009 г. N А32-6592/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело