См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 марта 2010 г. по делу N А63-549/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2009 г.
ЗАО "СтавСервис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации города Ставрополя (далее - администрация) о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непредставлении обществу земельного участка для строительства комплекса индивидуальных жилых домов по пер. Прикумскому в г. Ставрополе (квартал 552), а также об обязании администрации принять решение о предоставлении обществу названного земельного участка для строительства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя и Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 29.04.2009 заявление общества удовлетворено. Суд признал незаконным бездействие администрации, выразившееся в непредоставлении обществу земельного участка для строительства комплекса индивидуальных жилых домов в г. Ставрополе по пер. Прикумскому (квартал 552), как не соответствующее статьям 22, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-Ф3 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") и нарушающее права общества. Суд обязал администрацию принять решение о предоставлении обществу земельного участка, расположенного в г. Ставрополе, по пер. Прикумскому (квартал 552), для строительства комплекса индивидуальных жилых домов.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2009 решение от 29.04.2009 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. Апелляционный суд указал, что по смыслу абзаца 4 пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ) возможность предоставления земельного участка для жилищного строительства без проведения аукциона связана с датой обращения с заявлением о предоставлении земельного участка. Постановлением от 31.12.2004 N 6459 обществу согласовано место размещения комплекса индивидуальных жилых домов по пер. Прикумскому (квартал 552). Тем не менее общество своевременно не воспользовалось предоставленными правами, поскольку обратилось в администрацию после 01.03.2007. После названной даты предоставление земельных участков для жилищного строительства стало возможным исключительно путем проведения аукциона. Кроме того, апелляционный суд пришел к выводу о том, что общество пропустило установленный законом срок для обжалования бездействия органа местного самоуправления (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Общество обжаловало апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит отменить указанный судебный акт, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных им выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, вывод суда о пропуске срока, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не обоснован, поскольку в постановлении отсутствует ссылка на дату, когда обществу стало известно о нарушении своих прав. Заявитель жалобы считает, что спорные правоотношения возникли до вступления в силу статьи 30.1 Кодекса. Процедуры по выбору указанного земельного участка для строительства выполнены до 01.10.2005, следовательно, земельный участок должен быть предоставлен заявителю без проведения аукциона.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, и просил отменить апелляционное постановление, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Представители администрации и Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании заявления ООО "Декоративные культуры" и общества о выделении земельного участка для индивидуального жилищного строительства подготовлено градостроительное заключение о выделении земельного участка для организации индивидуального жилищного строительства, расположенного в г. Ставрополе, по пер. Парижской Коммуны, 1 (пер. Прикумский), площадью 4,8 га (т. 1, л. д. 11 - 13).
18 ноября 2004 года согласован акт выбора N 664 земельного участка и предварительного согласования размещения объекта строительства (т. 1, л. д. 14).
Постановлением от 31.12.2004 N 6459 "Об утверждении акта выбора земельного участка, согласовании закрытому акционерному обществу "СтавСервис" места размещения комплекса индивидуальных жилых домов по пер. Прикумскому в квартале 552 и предоставлении земельного участка для проведения проектно-изыскательских работ" обществу утвержден акт выбора земельного участка и согласовано место размещения комплекса индивидуальных жилых домов по пер. Прикумскому. Указанный земельный участок предоставлен обществу в аренду для проведения проектно-изыскательских работ (т. 1, л. д. 18).
18 декабря 2007 года Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор N 6337 аренды земельного участка площадью 48 306 кв. м (кадастровый номер 26:12:022601:0025), расположенного по адресу: г. Ставрополь, пер. Прикумский, квартал 552, для проведения проектно-изыскательских работ места размещения комплекса индивидуальных жилых домов. Согласно пункту 2.1 договора срок аренды установлен с 31.12.2004 по 30.12.2007 (т. 1, л. д. 55 - 59).
Договор зарегистрирован в установленном порядке 28.12.2007.
13 декабря 2007 года общество направило в администрацию заявление о предоставлении в аренду на новый срок названного земельного участка (т. 1, л. д. 60).
Поскольку ответ на обращение не получен, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагает, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствуют закону (иному нормативному правовому акту) и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской (иной экономической) деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями пунктов 1 и 5 статьи 30 Кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 16 и статье 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 30.1 "Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности", вступившей в силу с 01.10.2005.
Пункты 1 и 2 статьи 30.1 Кодекса устанавливают, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта; продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 Кодекса.
В абзаце 4 пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции от 18.12.2006) определено, что до 01.03.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Таким образом, переходными положениями Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции от 18.12.2006) установлены ограничения реализации возможности получения земельного участка для жилищного строительства без проведения торгов: временные - до 01.03.2007 и при условии предоставления земельного участка такому лицу решением о предварительном согласовании до 01.10.2005.
Судами установлено, что постановление администрации от 31.12.2004 N 6459 о предварительном согласовании места размещения жилых домов принято до 01.10.2005.
В то же время с заявлением в уполномоченный орган о предоставлении спорного земельного участка общество обратилось 13.12.2007, т.е. после 01.03.2007.
Таким образом, обществом не соблюдены условия, определенные пунктом 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции от 18.12.2006) для предоставления земельного участка в аренду в целях строительства без проведения торгов.
Установив указанные обстоятельства, апелляционный суд пришел к правомерному выводу об отсутствии незаконного бездействия администрации и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Ошибочный вывод суда апелляционной инстанции о пропуске обществом срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не повлиял на правильность принятого судебного акта.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд исследовал имеющиеся в деле доказательства, установил фактические обстоятельства и принял правильный судебный акт. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены постановления от 10.07.2009 по доводам, приведенным в жалобе. Нарушения норм процессуального права, в том числе предусмотренные частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2009 по делу N А63-549/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 сентября 2009 г. N А63-549/2009 "Обществом не соблюдены условия, определенные пунктом 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (в редакции от 18.12.2006) для предоставления земельного участка в аренду для строительства без проведения торгов"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело