Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 14 октября 2009 г. N А32-5895/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2009 г.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (далее - теруправление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу ООО "Техинвест - Сочи" (далее - общество), Управлению Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (далее - регистрационная служба) о признании недействительным (ничтожным) зарегистрированного за обществом права аренды на земельный участок площадью 6 343 кв. м, расположенный в кварталах 41, 42, выделах 6, 7 Краснополянского лесничества государственного учреждения "Сочинский национальный парк" (далее - национальный парк), погашении записи о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 01.09.2000 и права аренды общества на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (далее - ЕГРП).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года и национальный парк.
Решением от 26.05.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2009, в иске ввиду пропуска теруправлением срока исковой давности.
В кассационной жалобе теруправление просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и удовлетворить его требования. Заявитель считает, что суды не проверили факт соблюдения порядка предоставления земельного участка в аренду при заключении спорного договора, не определили, каким из установленных способов заключен договор. Суды неправомерно оценили требования о погашении записи о регистрации договора как реституционные. Названные требования обусловлены допущенными регистрационной службой нарушениями Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В судебном заседании представители общества и парка, указали на законность и обоснованность судебных актов и просили оставить их без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, считает, что жалобу надлежит отклонить по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 31.08.2000 и 04.06.2001 федеральной службой лесного хозяйства России обществу выданы лицензии на проектирование, строительство и эксплуатацию культурно-оздоровительного спортивного комплекса и горно-лыжного, туристического комплекса (т. 1, л. д. 63, 64).
1 сентября 2000 г. национальный парк и общество подписали договор аренды земельного участка площадью 6 343 кв. м с кадастровым номером 23:49:005 012 0042:0004, расположенного в кварталах 41, 42, выделах 6, 7 Краснополянского лесничества государственного учреждения "Сочинский национальный парк". Разрешенный вид использования определен как "проектирование, строительство, эксплуатация культурно-оздоровительного, спортивного комплекса". Договор заключен на 49 лет и зарегистрирован 01.12.2000 в ЕГРП - свидетельство о регистрации права серии 23-АА N 403012 (т. 2, л. д. 12 - 17).
Теруправление, считая, что спорный договор аренды заключен с неуполномоченным лицом и с нарушением установленного Порядка предоставления земельных участков в аренду, требований статей 12, 13 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", обратилось с иском о признании договора ничтожным в арбитражный суд.
При рассмотрении спора суды установили, что национальный парк образован постановлением Совета Министров РСФСР от 05.05.1983 N 214 "О создании Сочинского государственного природного национального парка". В соответствии с данным постановлением национальному парку предоставлено в пользование 190 тыс. гектаров земель (т. 1, л. д. 34, 46).
Согласно статье 17 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции до внесения изменений Законом N 201 от 04.12.2006) при наличии соответствующих лицензий ее владельцам могут быть предоставлены в аренду земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемыми с дирекциями национальных парков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 N 926 утверждено Положение о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территории национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха (утратившее силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.01.2007 N 47). В соответствии с этим Положением национальные парки уполномочены на предоставление земельных участков для целей, связанных с обеспечением регулируемого туризма и отдыха, на срок до 50 лет. Земельные участки предоставляются по результатам конкурса или аукциона, при этом претендент на заключение договора должен иметь лицензию на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка. При поступлении одной заявки договор аренды может быть заключен путем прямых переговоров.
Таким образом, действовавшее на момент заключения оспариваемого договора аренды законодательство предусматривало возможность передачи земель национальных парков в аренду их дирекциями как органами, обладающим правами арендодателя в силу положений Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".
Поэтому вывод судов о наличии у дирекции национального парка на момент заключения договора аренды соответствующих полномочий является правильным.
До вынесения судом решения общество заявило о применении исковой давности.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности (часть 1 статьи 197 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Оспаривание зарегистрированного права означает оспаривание оснований его регистрации, в данном случае спорного договора аренды. В этой связи признание зарегистрированного права недействительным по своему правовому значению будет являться реституцией.
Согласно пункту 1 статьи 181 Кодекса срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет 3 года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Суды установили, что исполнение спорной сделки началось в 2000 году.
С иском об оспаривании договора теруправление обратилось 06.03.2009, то есть по истечении установленного законом срока исковой давности.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении иска (статья 199 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 N 15/18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").
Довод теруправления о том, что по делу фактически оспорены незаконные действия регистрационной службы по регистрации ничтожного договора аренды, отклоняются судом кассационной инстанции.
Данный довод противоречит содержанию искового заявления, где заявитель просил признать недействительным зарегистрированное право аренды и погасить записи о регистрации спорного договора и права аренды, а не признать недействительными действия регистрационной службы.
При рассмотрении спора суды полно исследовали обстоятельства дела, правильно применили нормы материального и процессуального права.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2009 по делу N А32-5895/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 октября 2009 г. N А32-5895/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело