Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 15 октября 2009 г. N А32-2419/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 8 октября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 октября 2009 г.
ООО "Инвестиционная компания "Гермес"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) с требованиями о признании недействительными постановления главы муниципального образования г. Краснодар от 16.10.2008 N 3399 "Об утверждении ООО "СИК "Девелопмент-Юг" материалов предварительного согласования места размещения многоуровневой автостоянки в Западном внутригородском округе г. Краснодара"; постановления главы муниципального образования г. Краснодар от 28.11.2008 N 4133 "О предоставлении ООО "СИК "Девелопмент-Юг" земельного участка в Западном внутригородском округе г. Краснодара".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "СИК "Девелопмент-Юг"".
Решением от 22.04.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.06.2009, обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что общество не обращалось к администрации за предоставлением спорного земельного участка после опубликования в газете информации о возможном его выделении ООО "СИК "Девелопмент-Юг"". Обращение от 17.03.2008 произведено за 5 месяцев до публикации в газете о возможном предоставлении спорного земельного участка в аренду, в котором общество просило предоставить два земельных участка для целей, отличных от предложенных администрацией в средствах массовой информации. Вопрос о целевом использовании спорного земельного участка находится в ведении администрации, которая решает данный вопрос с учетом интересов жителей муниципального образования.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционной инстанции, указав, что на момент издания оспариваемых ненормативных актов имелось две заявки на приобретение спорного земельного участка, ввиду чего единственным способом его предоставления были торги. Предоставив возможность ООО "СИК "Девелопмент-Юг"" изменить целевое назначение земельного участка, ответчик тем самым лишил заявителя возможности приобрести спорный земельный участок на равных с другими лицами условиях. Судами неверно определен момент начала процедуры предоставления земельного участка, которым является обращение претендента в администрацию с заявлением, а не публикация в газете.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы изложенные в кассационной жалобе, просил судебные акты отменить, представитель третьего лица просил кассационную жалобу оставить без удовлетворения, решение и постановление - без изменения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением главы муниципального образования г. Краснодар от 16.10.2008 N 3399 ООО "СИК "Девелопмент-Юг"" утверждены материалы предварительного согласования места размещения многоуровневой автостоянки на земельном участке площадью 1866 кв. м по ул. им. Гаврилова П.М., 13/1 в Западном внутригородском округе города Краснодара, а также акт о выборе земельного участка от 01.09.2008.
Сформированный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 23:43:0202077:45.
Постановлением главы муниципального образования г. Краснодар от 28.11.2008 N 4133 спорный земельный участок предоставлен в аренду ООО "СИК "Девелопмент-Юг"".
Полагая, что постановления приняты с нарушением требований статей 30 - 31 Земельного Кодекса Российской Федерации, а также прав и охраняемых законом интересов общества, претендовавшего на данный земельный участок, заявитель обратился в арбитражный суд.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Разрешая спор, суды обоснованно исходили из следующего.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции согласно статьям 9, 10 и 11 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
На основании статьи 30 Кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Если земельный участок сформирован, но не закреплен за юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 Кодекса (пункт 6 статьи 30 Кодекса). В силу пункта 11 статьи 30 Кодекса предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
Согласно статье 11 Кодекса органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. По смыслу названной статьи к компетенции органа местного самоуправления относится и установление порядка предоставления земельных участков для строительства.
В силу пункта 3 статьи 31 Кодекса орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. По смыслу этой нормы такая информация направлена не только на защиту интересов населения, но и на выявление наличия потенциальных претендентов на данный земельный участок.
При наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды на земельный участок выставляется на торги.
Как следует из материалов дела и установлено судами, официальное объявление, которым Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар проинформировал население о возможном строительстве многоуровневой автостоянки на земельном участке ориентировочной площадью 1866 кв. м по ул. им. Гаврилова - ул. Гаражной в Западном внутригородском округе г. Краснодар, опубликовано 21.08.2008 в газете "Краснодарские известия" N 147 (4030) (т. 1, л. д. 71, 72).
16 октября 2008 года по истечение двух месяцев с даты опубликования информации главой муниципального образования г. Краснодар вынесено постановление N 3399, которым ООО "СИК "Девелопмент-Юг"" утверждены материалы предварительного согласования места размещения многоуровневой автостоянки.
28 ноября 2008 года (спустя более трех месяцев с даты публикации) главой муниципального образования г. Краснодар вынесено постановление N 4133 о предоставлении спорного земельного участка в аренду ООО "СИК "Девелопмент-Юг"".
В течение указанных периодов времени каких-либо обращений от других организаций или лиц о предоставлении этого земельного участка в орган местного самоуправления не поступило, в том числе от общества, что последним признается.
Поскольку потенциальные претенденты на спорный земельный участок своей воли на его получение после официальной публикации в газете не проявили, суды верно указали на отсутствие у администрации оснований для проведения торгов, что не противоречит положениям Земельного кодекса Российской Федерации.
Довод кассационной жалобы о том, что администрация обязана была учесть в качестве второй заявки на предоставление спорного земельного участка заявление общества, поданное 17.03.2008 правомерно отклонен как несостоятельный, поскольку данное заявление подано за 5 месяцев до публикации в газете официальной информации о возможном предоставлении спорного земельного участка в аренду для размещения многоуровневой автостоянки. Кроме того, общество просило предоставить два земельных участка для строительства и эксплуатации здания торгово-бытового комплекса, то есть для целей, отличных от предложенных администрацией в средствах массовой информации.
Процедура выявления круга потенциальных претендентов на получение в аренду конкретного земельного участка начинается после того, как орган местного самоуправления официально опубликовал предложение неопределенному кругу лиц о предоставлении земельного участка в аренду, что нашло отражение в обжалуемых судебных актах.
Лица, ранее обращавшиеся о предоставлении данного земельного участка и по-прежнему желающие получить его в аренду, должны в ответ на официальную публикацию подтвердить, что они все еще имеют намерение получить земельный участок, о котором ранее просили.
Поскольку общество в ответ на публикацию 21.08.2008 не подтвердило свое волеизъявление на получение спорного земельного участка в аренду, с учетом его целевого назначения, оспариваемые ненормативные правовые акты вынесены обоснованно, о чем правильно указано судами обеих инстанций.
Нарушения норм процессуального права, являющиеся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, не установлены.
На основании изложенного обжалуемые судебные акты отмене либо изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2009 по делу N А32-2419/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 октября 2009 г. N А32-2419/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело