Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 5 ноября 2009 г. N А61-1541/2009
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N 2023/10 настоящее постановление отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 3 ноября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 5 ноября 2009 г.
ФГУП "Алагирский завод сопротивлений" (далее - завод) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Северная Осетия - Алания (далее - отдел службы судебных приставов) от 21.07.2009 о перечислении денежных средств завода отделу службы судебных приставов и обязании Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания возвратить на расчетный счет завода списанную сумму в размере 429 698 рублей 15 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Северная Осетия - Алания, Главное управление Пенсионного фонда России по Аллагирскому району.
Решением от 04.09.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку завод не доказал, что списанные со счета денежные средства изъяты из оборота или являются имуществом, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание. Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" не содержит запрета на обращение взыскания на денежные средства, поступившие в счет исполнения контракта на проведение работ по мобилизационной подготовке, спорные денежные средства не являются целевыми. Срок на обжалование постановления судебного пристава-исполнителя восстановлен, так как причина пропуска срока признана уважительной.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе завод просит отменить решение от 04.09.2009, дело направить на новое рассмотрение. По мнению заявителя жалобы, в соответствии со статьями 1, 2, 9 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" имущество, входящее в мобилизационные мощности (в том числе денежные средства), является имуществом, ограниченным в обороте, поэтому на него не может быть обращено взыскание. Возможность распоряжения отделом службы судебных приставов перечисленными в счет исполнения контракта на проведение работ по мобилизационной подготовке денежными средствами препятствует осуществлению мобилизационных мероприятий.
В судебном заседании представитель завода поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителя завода, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобу надлежит удовлетворить.
Из материалов дела видно, что судебный пристав-исполнитель на основании исполнительным листам от 01.11.2006 N 019054 на сумму 282 767 рублей, от 11.09.2008 N 022257 на сумму 338 431 рубль 89 копеек, от 16.10.2008 N 021111 на сумму 508 995 рублей 60 копеек, от 24.08.2005 N 051218 на сумму 1 066 239 рублей и постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по г. Ардону от 03.03.2009 N 162 на сумму 4 823 351 рубль 66 копеек возбудил в отношении завода (должник) исполнительные производства N 90/11/1599/08/2009, 90/11/1602/08/2009, 90/11/1600/08/2009, 90/11/1601/08/2009, 1553-11-09 о взыскании денежных средств в пользу Главного управления Пенсионного фонда России по Алагирскому району, Управления федерального агентства по государственным резервам, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по г. Ардону.
Постановлением от 20.03.2009 судебный пристав-исполнитель наложил арест на денежные средства, находящиеся на расчетном счете завода N 40502810000070000050, открытом в филиале АКБ "Хох" Банка Развития Региона в пределах 9 229 603 рублей 15 копеек.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 25.03.2009 указанные исполнительные производства объединены в сводное исполнительное производство N 90/11/1600/08/2009-СД.
В счет исполнения обязательств по государственному контракту от 28.05.2009 N 9204.2090100.02.0435 на выполнение работ по мероприятиям мобилизационной подготовки Министерство промышленности и торговли Российской Федерации платежным поручением от 26.06.2009 N 094 перечислило заводу 450 500 рублей.
Постановлением от 21.07.2009 судебный пристав-исполнитель снял арест с денежных средств завода, наложенный постановлением от 20.03.2009, и обратил взыскание на денежные средства завода, находившиеся на его счете в пределах 9 229 603 рублей 15 копеек, указав получателем средств отдел службы судебных приставов.
Платежным поручением от 31.07.2009 N 15 денежные средства с расчетного счета завода в сумме 429 698 рублей 15 копеек перечислены на счет отдела службы судебных приставов.
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от 21.07.2009, суд пришел к выводу о том, что Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ т по мобилизационной подготовке, завод не имеет лицевого счета для получения целевых бюджетных средств, следовательно, списанные с расчетного счета завода денежные средства являются его собственными.
Между тем суд не учел следующее.
Части 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают, что при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные денежные средства, предназначенные на проведение мероприятий по мобилизационной подготовке, не могут быть взысканы в погашение задолженности должника, являющегося исполнителем государственного контракта, и в том случае, когда они поступили на его расчетный банковский счет.
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 27.12.1995 N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" финансирование оборонного заказа осуществляется за счет федерального бюджета посредством выделения ассигнований государственному заказчику. Статьи федерального бюджета, по которым финансируется оборонный заказ, имеют статус защищенных статей расходов федерального бюджета. Финансовые средства, выплачиваемые государственным заказчиком головному исполнителю (исполнителю), предназначаются только для расходов на выполнение оборонного заказа и авансирование соответствующих работ. Головной исполнитель (исполнитель) несет ответственность за иное использование указанных средств.
На основании пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" работы по мобилизационной подготовке в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу названных норм списание денежных средств с расчетного счета исполнителя государственного контракта, имеющих целевой характер и поступивших от государственного заказчика во исполнение государственного контракта, является неправомерным.
Завод является стратегическим предприятием и спорная денежная сумма перечислена во исполнение государственного заказа в виде проведения мобилизационных мероприятий, поэтому действия отдела службы судебных приставов не соответствуют приведенным нормам и являются незаконными.
Поскольку отдел службы судебных приставов не предоставил суду доказательств об отсутствии на его счете спорных денежных средств и их перечислении третьим лицам, требования завода о восстановлении на его расчетном счете 429 698 рублей 15 копеек надлежит удовлетворить.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Установление новых обстоятельств по данному спору не требуется, поэтому кассационная инстанция считает возможным удовлетворить требования завода.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 04.09.2009 по делу N А61-1541/2009 отменить.
Признать незаконным пункт 2 постановления от 21.07.2009 судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Северная Осетия - Алания в части перечисления 429 698 рублей 15 копеек, находившихся на открытом на имя федерального государственного унитарного предприятия "Алагирский завод сопротивлений", Россия, Республика Северная Осетия - Алания, Алагирский район, 363000, г. Алагир, ул. Толстого, д. 202, расчетном счете N 40302810200001000001, БИК 049033001 банка ГРКЦ НБ Республики Северная Осетия - Алания, на получателя (Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Северная Осетия - Алания) ГРКЦ НБ Республики Северная Осетия - Алания, л/с N 05101833290, ИНН 151 6607954.
Обязать Управление Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания в лице Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Северная Осетия - Алания восстановить федеральному государственному унитарному предприятию "Алагирский завод сопротивлений" 429 698 рублей 15 копеек на расчетном счете N 40302810200001000001, БИК 049033001 банка ГРКЦ НБ Республики Северная Осетия - Алания.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 ноября 2009 г. N А61-1541/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N 2023/10 настоящее постановление отменено