Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 30 ноября 2009 г. N А63-4076/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2009 г.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Ставропольскому краю (далее - МРИ ФНС N 6 по СК) обратилась в арбитражный суд заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Ростовской области (далее - МРИ ФНС N 13 по РО) от 09.01.2008 N 1776/07 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 02.07.2009 (с учетом определения от 03.08.2009) в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) для государственной регистрации достаточно подтверждения юридическим лицом в лице уполномоченного представителя достоверности сообщаемых им в заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы. Обязанность по проведению проверки достоверности сообщаемых сведений на регистрирующий орган не возложена. Поскольку для внесения соответствующих изменений в учредительные документы общество представило необходимые документы, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в осуществлении регистрационных действий, оспариваемое решение вынесено правомерно.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2009 решение от 02.07.2009 отменено, заявленные требования удовлетворены. Апелляционный суд пришел к выводу, что совокупностью доказательств подтверждается, что государственная регистрация изменений о месте нахождения общества осуществлена на основании документов, содержащих недостоверные сведения. Кроме того апелляционный суд указал, что отсутствие у регистрирующего органа обязанности проводить правовую экспертизу подаваемых для регистрации документов не влияет на обязательное соответствие их требованиям законности и достоверности.
В кассационной жалобе МРИ ФНС N 13 по РО просит апелляционное постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции от 02.07.2009, ссылаясь на то, что регистрация изменений носит уведомительный характер и производится регистрационным органом на основании представленных юридическим лицом сведений. Право проведения экспертизы представляемых документов регистрирующему органу не предоставлено. Основания для отказа в государственной регистрации в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отсутствовали, поэтому решение налогового органа принято в соответствии с законом.
В отзыве на кассационную жалобу МРИ ФНС N 6 по СК просит оставить судебный акт без изменения, указывая, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам и судебной практике.
В судебном заседании представитель поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя МРИ ФНС N 6 по СК, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению па основании следующего.
Как видно из материалов дела, 27.12.2007 в адрес МРИ ФНС N 13 РО от имени Мелехиной Людмилы Геннадьевны (руководителя общества) представлены документы об изменениях, вносимых в учредительные документы ООО "Виктория" (далее - общество):
заявление руководителя общества Мелехиной Л.Г. о государственной регистрации изменений по форме Р 13001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439, содержащее сведения о адресе (месте нахождения) юридического лица - г. Буденновск, ул. Прикумская, дом N 5;
решение единственного учредителя общества Мелехиной Л.Г. о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, утверждении Устава общества в новой редакции и изменении юридического адреса.
протокол от 21.12.2007 N 7 собрания участников ООО "Виктория" о выходе из состава учредителей граждан Базизян О.Ю., Базизян В.А. и Карцева О.Ю., передающих все свои права Мелехиной Л.Г.;
договоры от 21.12.2007 купли-продажи 100 процентов доли в Уставном капитале общества, заключенные гражданами Базизян Викторией Александровной, Базизян Александром Кимовичем и Карцевым Олегом Юрьевичем (продавцы) с Мелехиной Людмилой Геннадьевной (покупатель).
Согласно представленному решению нового учредителя от 24.12.2007 N 1 определен руководитель юридического лица и утвержден новый Устав общества, с указанием его нового место нахождения: Ставропольский край, г. Буденновск, ул. Прикумская, 5 (т.1, л. д. 12-14).
МРИ ФНС N 13 по Ростовской области 09.01.2008 осуществило государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы общества в связи с изменением его места нахождения.
10 января 2009 года МРИ ФНС N 6 по Ставропольскому краю поставило общество на налоговый учет.
05.05.2008 и 15.07.2009 сотрудниками МРИ ФНС N 6 по СК составлены протоколы осмотра, из которых следует, что по адресу г. Буденновск, ул. Прикумская, 5, ООО "Виктория" не находится, свою деятельность не осуществляет. Отсутствие юридического лица по месту нахождения, указанному в учредительных документах, расценивается заявителем как предоставление в регистрирующий орган недостоверных, заведомо ложных сведений.
Полагая, что сведения, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц на основании представленных обществом документов, являются недостоверными, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения МРИ ФНС N 13 по РО недействительным.
При вынесении решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
На основании частей 2, 4 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон) представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона.
В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Согласно положениям части 1 статьи 17 Закона для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
Указанные документы обществом представлены. В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 основаниями для отказа в государственной регистрации являются: непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Закона.
Учитывая, что такие основания не установлены, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии оснований для признания решения МРИ ФНС N 13 по РО недействительным.
В соответствии с Законом государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Достоверность представляемых для данного вида регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с частью 1 статьи 25 Закона установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.
Вывод апелляционного суда о недостоверности сведений, предоставленных в МРИ ФНС N 13 по РО, основан только на переданной по факсу ксерокопии объяснения руководителя общества Мелехиной Л. Г. (не привлеченной в качестве ответчика, подпись которой на ксерокопии не заверена) и на протоколах МРИ ФНС N 6 об отсутствии общества по указанному в учредительных документах адресу (т.1, л. д. 33).
Закон не содержит положений, закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых участниками юридического лица в учредительные документы, а также вносимых в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по проведению правовой экспертизы представленных для осуществления регистрации документов.
Апелляционный суд правильно указал, что налоговому органу предоставлено право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации юридического лица. Между тем по данному делу оспорен ненормативный акт иного налогового органа, а не достоверность документов общества.
В суд не заявлено требование о признании недействительными решений бывших учредителей общества и Мелехиной Л.А., о сообщении ими заведомо ложных сведений, составлении фиктивных документов и, в связи с этим, об аннулировании (признании недействительное) записи о государственной регистрации изменений в учредительные документы общества. Ответчиками по такому иску должны быть привлечены первоначальные и новые учредители общества (адреса и паспортные данные которых известны), МРИ ФНС N 13 по РО - третьим лицом на стороне ответчика.
При таких обстоятельствах у апелляционного суда не имелось оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2009 по делу N А63-4076/2009 отменить. Оставить в силе решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.07.2009 по настоящему делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 ноября 2009 г. N А63-4076/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело