Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 10 декабря 2009 г. N А53-7457/2009
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 марта 2011 г. по делу N А53-7457/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 9 декабря 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2009 г.
Алешин А.В. и Кривоногов А.В. (далее - предприниматели) обратились в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области (далее - министерство) в продаже земельного участка площадью 0,1212 га (кадастровый номер 61:44:040502:24), расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 157/124, и обязании принять распоряжение о продаже предпринимателям названного земельного участка в общую долевую собственность в равных долях.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Ростовской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области, Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону.
Решением от 03.09.2009 требования удовлетворены. При рассмотрении дела суд установил, что заявители являются собственниками объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, поэтому в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации имеют право на приобретение его в собственность. Министерство не доказало доводов о том, что предприниматели не приложили к заявлению документы в соответствии с перечнем, установленным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе министерство просит отменить решение. Заявитель полагает, что суд не оценил факт изменения предпринимателями в ходе судебного разбирательства обстоятельств, послуживших основанием к отказу в предоставлении им земельного участка. Представленные предпринимателями документы не позволяют министерству передать им в собственность земельный участок по льготной цене. Перечень документов, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370, предполагает истребование документов, необходимых для обоснования выкупа земельного участка по льготной выкупной цене и прямо не названных в нем. Заявители не приложили к заявлению о выкупе земельного участка акт органа местного самоуправления о разделе земельного участка и предоставлении им его в долях. Суд данное обстоятельство не исследовал и не оценил.
В судебном заседании представитель предпринимателей просил оставить принятый по делу судебный акт без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и выслушав представителя предпринимателей, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что заявители являются собственниками на праве общей долевой собственности (1/2) производственного здания площадью 1661,4 кв. м (литера БЕ), расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 157/124 (свидетельства от 10.03.2009 серии 61-АД N 675782, 675781).
Распоряжением Департамента имущественно-земельных отношений администрации г. Ростова-на-Дону от 01.11.2005 N 2625 предпринимателям предоставлен в аренду земельный участок площадью 8,7265 га (кадастровый номер 61:44:04 05 02:0001), расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 157, для использования совместно с другими правообладателями помещений в здании, находящемся на земельном участке, в границах, указанных в кадастровой карте земельного участка. На основании данного распоряжения департамент и заявители заключили договор аренды земельного участка от 30.12.2005 N 28764 сроком по 11.08.2013.
19 декабря 2008 года заявители обратились в министерство с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка площадью 0,1212 га, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 157/124.
Министерство, рассмотрев заявление, в письме от 16.01.2009 N 19/153 указало на расхождения в представленных заявителями документах (адрес объекта недвижимости, его площадь), а также на то, что заявителями представлен технический паспорт на здание с истекшим сроком действия (более 1 года). Министерство предложило заявителям предоставить в соответствии с пунктом 2.4 Порядка осуществления специальным областным органом исполнительной власти полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах городского округа "город Ростов-на-Дону", утвержденного постановлением администрации Ростовской области от 01.03.2007 N 77, вновь оформленную заявку с приложением кадастрового паспорта земельного участка, выданного в текущем году, и иных документов.
Заявители, полагая, что указанные действия министерства нарушают их права и законные интересы, обратились с заявлением в суд.
Порядок и условия приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, определены в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с пунктом 3 названной статьи в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункты 5, 6 статьи 36 Кодекса).
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, названные в статье 29 Кодекса, в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении договора.
Таким образом, исполнительные органы государственной власти или местного самоуправления, указанные в статье 29 Кодекса, обязаны с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Если указанное лицо обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора купли-продажи, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи, собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными (статья 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По правилам пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для их совершения, возлагается на орган, который совершил действия (бездействие).
При рассмотрении спора суд установил, что заявители представили документы, необходимые для оформления права собственности на земельный участок в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370. При этом суд правомерно указал, что данный перечень является исчерпывающим и не предусматривает возможности истребования дополнительных документов.
Основанием к отказу в предоставлении земельного участка послужили выявленные министерством в приложенных к заявлению документах противоречия. Однако представленные заявителями документы таких противоречий не содержат, право собственности на объект недвижимости подтверждено соответствующими свидетельствами, перечень не предусматривает необходимости предоставления иных доказательств существования права и оснований его приобретения. В соответствии с пунктом 2 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Ссылка министерства на отсутствие достаточных сведений, необходимых для принятия решения о цене выкупаемого земельного участка, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку данное основание министерством не приводилось. Из материалов дела не следует, что заявители указывали на приобретение земельного участка на льготных условиях.
При рассмотрении дела суд всесторонне, полно и объективно исследовал имеющиеся в материалах дела доказательства, установил фактические обстоятельства и пришел к правильным выводам.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены принятого по делу судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.09.2009 по делу N А53-7457/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 декабря 2009 г. N А53-7457/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело