Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 14 декабря 2009 г. N А53-1622/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2009 г.
Местная религиозная организация Христиан Веры Евангельской Церковь "Христа Спасителя" (далее - организация) обратилась в арбитражный суд с иском к ООО "Ростовская региональная компания по реализации газа" (далее - компания) об урегулировании разногласий, возникших при заключении дополнительного соглашения к договору на поставку газа от 20.09.2007 N 43-3-06126/08 и принятии в редакции организации пункта 2.1 договора о необходимости ежегодного объема поставки газа в количестве 31,412 тыс. куб.м и пункта 2.2 договора с разбивкой годового объема по месяцам согласно протоколу разногласий от 12.12.2008 "Ежегодный объем газа - 31,412 тыс. куб.м", "суточный договорной объем поставки газа составляет с 01.01.2009 по 31.12.2012 (тыс. куб. м.); потребитель МРО Церковь "Христа Спасителя" (Ростов); 2009 год: 31,412 тыс. куб. м: январь - 4,350 тыс. куб. м, суточный объем 0,140 тыс. куб. м; февраль - 3,848 тыс. куб. м, суточный объем - 0,133 тыс. куб. м; март - 5,548 тыс. куб. м, суточный объем 0,179 тыс. куб. м; апрель - 5,245 тыс. куб. м, суточный объем 0,175 тыс. куб. м; май - 1,160 тыс. куб. м, суточный объем 0,037 тыс. куб. м; июнь - 0,608 тыс. куб. м, суточный объем 0,020 тыс. куб. м; июль - 0,235 тыс. куб. м, суточный объем 0,008 тыс. куб. м; август - 0,148 тыс. куб. м, суточный объем 0,005 тыс. куб. м; сентябрь - 0,290 тыс. куб. м, суточный объем 0,010 тыс. куб. м; октябрь - 0,400 тыс. куб.м, суточный объем 0,013 тыс. куб.м; ноябрь - 3,870 тыс. куб.м, суточный объем 0,129 тыс. куб.м; декабрь - 5,710 тыс. куб.м, суточный объем 0,184 тыс. куб.м долгосрочного договора поставки газа от 20.09.2007 N 43-3-061126/08 (уточненные требования; т. 3, л. д. 188).
Решением от 04.06.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.09.2009, исковые требования удовлетворены, пункты 2.1 и 2.2 договора приняты в редакции организации. Со ссылкой на нормы пунктов 15.1 - 15.3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения) и пункта 6 Приказа Федеральной службы по тарифам от 05.07.2007 N 155-э "Об утверждении положения об особенностях определения объемов газа и состава конечных потребителей, в отношении которых применяются принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021" (далее - Приказ N 155-э), суды указали, что организация как новый конечный потребитель имеет право на получение газа в необходимом объеме по регулируемым оптовым ценам. При приобретении в собственность нового здания на ул. Мадояна в собственность организации перешло также газоиспользующее оборудование с большой технической мощью, т. е. произошла смена конечного потребителя. Компания не представила доказательств невозможности поставки газа в объеме, необходимом ответчику по нерегулируемым ценам, поскольку фактически не произошло выбытие объекта газоснабжения. Организация заменила собой сторону по договору поставки газа в связи с приобретением в собственность объекта недвижимости с неизмененным оборудованием, снабжаемого газом в истребуемом им объеме по регулируемым ценам. Истребуемый организацией объем газа соответствует объему газа, приобретаемому им в совокупности по договору N 43 -3-06126/07 и договору на дополнительный объем газа. Приказ N 155-э не содержит запрета на применении пункта 6 в случае приобретения газового оборудования у физического лица.
В кассационной жалобе компания просит отменить принятые по делу судебные акты. В обоснование жалобы заявитель указывает на неправильное применение принципов регулирования ценообразования, установленных Приказом N 155-э. Суды не учли, что организация реализовала старое здание по ул. Горького вместе с газоиспользующим оборудованием, на которое был установлен годовой объем в размере 13, 332 тыс. куб. м. по регулируемой цене. Новое здание приобретено организацией у физического лица Богданович М.А., которая отбирала газ в необходимом ей объеме как коммунально-бытовой потребитель, т. е. договором поставки газа с ней договорный годовой объем по регулируемой цене не был установлен. Организация после приобретения нового здания должна была оформить договор поставки газа на приобретенное нежилое помещение и газоиспользующее оборудование как новую газификацию. Вывод суда об отсутствии запрета на применение пункта 6 Приказа N 155-э необоснован, поскольку пунктом 2 данного приказа установлено, что это положение применяется в отношении газа, добываемого ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, в отношении которого осуществляется государственное регулирование цен на газ, кроме газа, реализуемого населению. Указание суда на то, что ранее в нежилом помещении по ул. Мадояна, 13 располагался банк, не основано на материалах дела. Организацией не представлено доказательств, что Богданович М.А. в 2007 году потребляла 34, 412 тыс. куб. м газа в год; согласно квитанциям об оплате за январь - август 2007 года абонентом потреблено 19 435 куб. м.
В судебном заседании стороны поддержали свои доводы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и выслушав представителей сторон, считает, что судебные акты следует оставить без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 17.06.2006 стороны заключили договор на поставку газа N 43-3-06-12/07, объектом газоснабжения которого выступало помещение, расположенное по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. М.Горького, д. 1А общей площадью 276,4 кв.м. По условиям договора мощность газового оборудования установлена 30,5 кВт; согласован объем газа на 2007 год в количестве 13,332 тыс. куб. м (пункт 3.9, 2.1).
По договору купли-продажи от 13.11.2006 организация приобрела у гражданки Богданович М.А. (продавец) строение общей площадью 924,1 кв. м литеры Б, Б1, Б2 (Д) и Б3 (М), расположенное по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Мадояна 171-173/34 (т. 1, л. д. 100 - 105). Помещение по ул. Горького, 1 А организацией продано.
Богданович М.А. и компанией (продавцом) был заключен договор газоснабжения от 17.10.2006 N 4803-0503, по условиям которого продавец обязан обеспечить бесперебойную поставку газа (т. 1, л. д. 98 - 99).
12 сентября 2007 года организация обратилась к компании с письмом о заключении договора на поставку газа с 01.09.2007 в связи с покупкой газифицированного объекта недвижимости и расторжении абонентского договора на объект, находящийся по ул. Мадаяна 171-173/34, в годовом объеме 5,194 млн м3. с указанием мощности нового оборудования 97, 4кВт (т. 1, л. д. 21).
20 сентября 2007 года компания (поставщик) и организация (покупатель) заключили долгосрочный договор поставки N 43-3-06126/08, по условиям которого поставщик обязуется поставлять с 01.01.2008 по 31.12.2012, а покупатель получать (выбирать) и оплачивать газ, добытый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, в ежегодном объеме 13, 332 тыс. куб. м. Стороны предусмотрели, что годовой объем газа не может превышать объема, установленного в разрешениях на использование газа на использующееся оборудование (пункт 1.2 договора). Пунктом 8.1 договора указано, что с момента вступления в силу данного договора (01.01.2008), договор поставки газа от 13.11.2006 N 43-3-06126/07, заключенный между сторонами, в части поставки газа считать расторгнутым, а по расчетам - действующим до полного исполнения обязательств (т. 1, л. д. 8 - 11).
Письмом от 10.10.2007 организация просила внести изменения в проект долгосрочного договора поставки газа от 20.09.2007 N 43-3-06126/08 в связи с приобретением нежилого помещения, имеющего большую площадь, с приложением протокола разногласий к указанному договору (т. 1, л. д. 14 - 16).
15 января 2008 года стороны заключили договор дополнительной поставки газа N 43-3-06126/08-ДП, по условиям которого компания (поставщик) обязуется поставлять с 01.01.2008 по 31.12.2008 добытый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами сверх объемов, зафиксированных в основном договоре поставки от 20.09.2007 N 43-3-06126/08, а покупатель получать и оплачивать поставленный газ (т. 1, . д. 17 - 20). При этом годовой объем поставки составляет 19,850 тыс. куб. м (пункт 1.2).
Дополнительным соглашением от 10.11.2008 N 1/09 в договор поставки газа от 20.09.2007 N 43-3-06126/08 внесены изменения: продлен срок действия договора до 31.12.2009 и изменен срок поставки - с 01.01.2009 по 31.12.2009 (т. 1, л. д. 22).
Указанное дополнительное соглашение подписано организацией с протоколом разногласий по срокам действия договора от 20.09.2007 N 43-3-06126/08 и объемам газа. Организация просит пересмотреть ежегодный объем газа и установить его в размере 31,412 тыс. куб. м с помесячной разбивкой и установить срок действия договора с 01.01.2009 по 31.12.2012 (т. 1, л. д. 23 - 25).
Протоколом урегулирования разногласий к указанному дополнительному соглашению к договору поставки газа от 20.09.2007 стороны не пришли к согласию по изменению объема поставки газа (т. 1, л. д. 24 - 26).
Поскольку сторонами не урегулированы разногласия по спорным пунктам, спор передан организацией на рассмотрение арбитражного суда.
Принимая решение по делу, суды исходили из следующего.
Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, определен порядок заключения договоров поставки газа. Из материалов дела следует, что разногласия между сторонами возникли по поводу объема подлежащего поставке газа.
Судами установлено и не оспаривается сторонами, что именно газоснабжающей организацией направлено дополнительное соглашение по изменению объемов поставляемого газа и помесячной их разбивкой. Не согласившись с данной редакцией, истец правомерно обратился в суд для урегулирования разногласий по договору.
В соответствии со статьями 450 и 451 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; при существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Пунктом 13 Правил поставки газа в Российской Федерации предусмотрена обязанность поставщика поставлять, а покупателя - получать (отбирать) газ равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа. Пунктом 14 Правил определено, что неравномерность поставки газа по месяцам допускается только при поставках его на коммунально-бытовые нужды для населения, а также для котельных и тепловых электростанций в объемах, обеспечивающих потребности в тепловой энергии коммунально-бытовых организаций и населения.
Согласно пункту 5.1 договора поставки газа от 20.09.2007 цена на газ на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта формируется из регулируемых оптовой цены на газ и платы за снабженческо-сбытовые услуги и тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, установленных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Нормы, закрепленные в пунктах 15.1 - 15.3 Основных положений, предоставляют право поставщикам заключать со всеми категориями потребителей (кроме населения) договоры поставки (в том числе долгосрочные) газа, добываемого ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, по ценам, определяемым соглашением сторон и находящимся в диапазоне между предельными минимальными и предельными максимальными уровнями цен, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен. В отношении конечных потребителей, приобретающих газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам), может применяться порядок ценообразования, предусмотренный пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений, начиная с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 333 "О совершенствовании государственного регулирования цен на газ". Системное толкование указанных нормативных актов и разъяснений Федеральной службы по тарифам Российской Федерации по применению постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N333 позволяет сделать вывод о том, что порядок ценообразования, предусмотренный пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений, не применяется только к населению, для которого в силу пункта 10 Основных положений регулирование розничных цен на газ осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Такие указания утверждены приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 23.11.2004 N 194-э/12.
Согласно пункту 4 "Положения об особенностях определения объемов газа и состава конечных потребителей, в отношении которых применяются принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1-15.3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021", утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 05.07.2007 N 155-э (далее Положение об особенностях определения объемов газа и состава конечных потребителей) принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений, применяются к объемам поставки газа для его потребления на газоиспользующем оборудовании, введенном в эксплуатацию вместо ранее использовавшегося, которое обеспечивалось газом, добываемым ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки на ранее использовавшееся оборудование на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам).
В соответствии с пунктом 6 названного приказа принципы регулирования, предусмотренные указанными пунктами Основных положений, применяются к объемам газа сверх суммарных объемов поставки газа, отраженных в договорах, заключаемых в течение 2007 года (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам) с учетом положений пункта 5 настоящего Положения, при условии, что в течение года заключается несколько договоров поставки газа в случаях созданиях новых конечных потребителей путем реорганизации; все газоиспользующее оборудование или его часть передано на праве собственности или ином законном основании другому конечному потребителю; новое газоиспользующее оборудование вводится в эксплуатацию взамен ранее использовавшегося.
В случае если путем реорганизации создаются новые конечные потребители (право собственности на часть газоиспользующего оборудования передается другому конечному потребителю или оборудование передается на иных законных основаниях), то объемы поставки газа, сверх которых применяются принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений, сумма которых равна объемам поставки газа, отраженным в договорах, заключаемым на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам) с учетом положений пункта 5 настоящего Положения распределяются между конечными потребителями на основании достигнутых между ними договоренностей, либо, в случае отсутствия таковых, пропорционально проектной мощности газоиспользующего оборудования (пункт 7 указанного приказа).
Суды, проанализировав условия договора и оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом сложившихся между сторонами правоотношений, указали, что организацией были заключены два договора N 43-3-06126/07 от 13.11.2006 сроком действия с 01.01.2007 по 31.12.2007 и от 20.09.2007 сроком действия с 01.01.2008 по 31.12.2012. При приобретении нового здания по ул. Мадояна в собственность покупателя перешло также газоиспользующее оборудование с большой технической мощью, т.е. произошла смена конечного потребителя. Судами установлено, что приобретенный организацией новый объект ранее снабжался газом, что подтверждается договором N 4803-0503 от 17.10.2006, заключенным между компанией и Богданович М.А. на ранее используемое газовое оборудование. При этом газовое оборудование не изменено и не реконструировано, что подтверждается имеющими в материалах дела документами. Обратного компанией не доказано.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о том, что Приказ N 155-э не содержит запрета на применении пункта 6 в случае приобретения газового оборудования у физического лица. Кроме того, из материалов дела видно, что в приобретенном здании газ использовался не населением для бытовых целей. Организация согласно данным технического паспорта (т. 4, л. д. 3-16) приобрела нежилое помещение, земельный участок под которым был выделен для эксплуатации кредитно-финансового учреждения. При наличии данных обстоятельств организация имеет право на получение газа в требуемом объеме по регулируемым оптовым ценам в соответствии с указанным пунктом Положения об особенностях определения объемов газа и состава конечных потребителей.
Довод заявителя жалобы о неправильном применении принципов регулирования ценообразования, установленных Приказом N 155-э, не принимается судом кассационной инстанции, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратился, является публичным. Отказ коммерческой организации от заключения такого договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Таким образом, единственным основанием, дающим право коммерческой организации отказаться от заключения публичного договора, является отсутствие реальной возможности его заключения.
Поскольку обязанность по заключению публичного договора возложена на коммерческую организацию в силу закона, бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации компания не предоставила достаточных доказательств, свидетельствующих о невозможности поставки газа организации в заявленных им объемах.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и доказательств, что в силу статей 277 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции. При этом компания не привела каких-либо новых доводов со ссылками на находящиеся в деле и не исследованные судами материалы.
Суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно установили фактические обстоятельства, исследовали имеющиеся в деле доказательства и пришли к правильным выводам.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены оспариваемых актов по доводам, приведенным в жалобе.
Нарушение норм материального и процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.06.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2009 по делу N А53-1622/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 декабря 2009 г. N А53-1622/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело