Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 14 декабря 2009 г. N А20-2314/2007
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 9 декабря 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2009 г.
ОАО "РегионАвтоТранс-Нальчик" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), Кабардино-Балкарской Республике в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики (далее - Минфин КБР), Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики (далее - Минтруда КБР) о взыскании 7 505 804 рублей 36 копеек убытков в виде выпадающих доходов общества, образовавшихся в результате предоставления льготным категориям граждан проезда по единому социальному проездному билету (далее - ЕСПБ).
Решением от 20.04.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.09.2009, иск удовлетворен за счет казны Кабардино-Балкарской Республики в лице Минфинаа КБР, в иске к остальным ответчикам отказано. Суды установили, что общество предоставляло отдельным категориям граждан право льготного проезда в городском общественном транспорте (автобус); обществу не возмещены убытки от предоставления льгот (проезда по ЕСПБ) гражданам, включенным в республиканский регистр, в 2006 году на сумму 2 314 733 рубля 16 копеек и в период с ноября 2006 года по март 2008 года на сумму 5 191 071 рубль 20 копеек, которые подлежат взысканию с Кабардино-Балкарской Республики, не обеспечившей выделение и финансирование указанной льготы в достаточном объеме; сумма убытков подтверждается материалами дела.
В кассационной жалобе Минфин КБР просит отменить судебные акты. Заявитель указывает, что им в полном объеме исполнены обязательства по финансированию льгот, установленные постановлениями правительства Кабардино-Балкарской Республики и предусмотренные в республиканском бюджете на указанные цели. При расчете суммы иска общество неправомерно применило тариф на два вида транспорта (автобус и троллейбус). Истец не доказал факт оказания услуг: в материалах дела отсутствуют путевые листы, доказательства обеспечения соответствующих маршрутов с заданной периодичностью движения за спорный период. Общество не подтвердило, что предоставление льгот по оплате проезда повлекло для него дополнительные расходы, не обосновало размер этих расходов.
Минтруда КБР в отзыве поддержало доводы жалобы.
В отзыве на жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что выводы судов соответствуют закону и материалам дела.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 23.03.2006 N 79-ПП "О порядке предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республики" в целях реализации прав отдельных категорий граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике, по обеспечению доступности транспорта общего пользования, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиационных отходов в реку Теча", от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Законами Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов", Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Законами Кабардино-Балкарской Республики от 29.12.2004 N 57-РЗ "О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской Республике" и от 17.08.1996 N 21-P3 "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства", Правительство Кабардино-Балкарской Республики утвердило Порядок предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике. Пунктом 2 данного постановления на территории республики введен ЕСПБ стоимостью 100 рублей в месяц на проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования ряду категорий граждан, получающих ежемесячную денежную выплату по федеральному регистру; пунктом 3 того же постановления введен социальный проездной билет стоимостью 100 рублей в месяц на проезд на одном виде городского пассажирского транспорта общего пользования ряду категорий граждан, получающих ежемесячную денежную выплату по республиканскому регистру. Минфину КБР предписано выделять Министерству здравоохранения и социального развития КБР средства для компенсации расходов транспортных организаций, связанных с пассажирскими перевозками льготных категорий граждан, из расчета 189 рублей на один вид транспорта по республиканскому регистру и 334 рубля по федеральному регистру на каждый реализованный проездной билет (пункт 8). Министерству здравоохранения и социального развития КБР (далее - Минсоцразвития КБР) предписано заключить с транспортными организациями договоры по возмещению расходов, связанных с пассажирскими перевозками льготных категорий граждан (пункт 9).
Постановлением Правительства КБР от 02.11.2006 N 295-ПП в постановление N 79-ПП внесены изменения: пунктом 2 введен единый социальный проездной билет стоимостью 100 рублей в месяц на проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования категориям граждан, получающих ежемесячную денежную выплату по федеральному и республиканскому регистрам; пункт 3 из постановления N 79-ПП исключен. Минфину КБР предписано ежемесячно выделять Минтруда КБР средства для компенсации расходов транспортных организаций, связанных с пассажирскими перевозками льготных категорий граждан, на каждый реализованный проездной билет по федеральному регистру в размере 334 рубля и за реализованные проездные билеты льготникам по республиканскому регистру в размере 1 млн рублей. Минтруда КБР предписано заключить с транспортными организациями договоры по возмещению расходов, связанных с пассажирскими перевозками льготных категорий граждан (пункт 9).
Во исполнение указанных постановлений 19.04.2006 общество и Минсоцразвития КБР заключили договор N199, по которому общество обязалось предоставлять право льготного проезда в городском общественном транспорте общего пользования (автобус) г. Нальчика, в том числе отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной защиты, на основании единого социального проездного билета (ЕСПБ) на два вида транспорта; ЕСПБ на автобус. Минсоцразвития КБР обязалось не позднее 20 числа следующего за отчетным месяцем, компенсировать расходы по предоставлению льгот по проезду федеральным льготникам за каждый ЕСПБ в сумме, пропорциональной количеству реализованных билетов от 334 рублей, от предоставления льгот по проезду за республиканского льготника - 189 рублей (пропорционально в соответствии с актом разделения денежных средств между обществом и МУП "Троллейбусное управление").
6 февраля 2007 года общество и Минтруда КБР заключили договор N 169, по которому общество обязалось оказывать услуги по организации пассажирских перевозок граждан, имеющих право на льготный проезд на автобусном регулярном транспорте общего пользования г. Нальчика по городским маршрутам с 01.01.2007 по 31.12.2007. В договоре отражено, что количество имеющих право на льготный проезд граждан, зарегистрированных в федеральном регистре, составило 22 495 чел., в республиканском регистре - 34 854 чел.
25 января 2008 года те же стороны заключили государственный контракт N 173 на оказание услуг по перевозке льготных категорий граждан с 01.01.2008 по 31.12.2008. В контракте предусмотрено количество граждан, имеющих право на льготный проезд, зарегистрированных в федеральном регистре - 39 777 чел., в республиканском регистре - 58 185 чел.
Суды установили, что во исполнение договорных обязательств истец осуществлял перевозку льготных пассажиров транспортом общего пользования (автобус). Ежемесячно истцом представлялись счета для оплаты и подписывались акты сверок.
По договору от 19.04.2006 N199 убытки общества на перевозку льготных категорий граждан, отнесенных к республиканскому регистру, остались не возмещенными на сумму 2 314 733 рубля 16 копеек, что подтверждается актом сверки расчетов от 12.08.2008, подписанным и скрепленным печатями сторон.
В период оказания услуг с ноября 2006 года по март 2008 года общество заявило о невозмещении ему убытков, связанных с предоставлением льготного проезда пассажирам по ЕСПБ, включенным в региональный регистр, в размере 5 191 071 рублей 20 копеек, поскольку установленный постановлением Правительства КБР порядок возмещения расходов всем транспортным организациям республики в размере 1 млн рублей в месяц не компенсировал соответствующие расходы общества. В подтверждение суммы убытков истец представил документы о ежемесячной реализации ЕСПБ с расшифровкой по каждому автотранспортному предприятию, акты на списание ЕСПБ, согласно которым в спорный период в г. Нальчике реализовано 71 574 шт. проездных билетов, списки граждан, а также расчеты спорной суммы исходя из долей перевозок, приходящихся на общество и МУП "Троллейбусное управление".
Оценив представленные в материалы дела документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды признали заявленные истцом ко взысканию суммы убытков обоснованными.
Применив нормы пункта 5 статьи 790, статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации", суды пришли к выводу, что требования истца о взыскании убытков от предоставления услуг льготной категории граждан, включенных в региональный регистр, подлежат удовлетворению за счет казны Кабардино-Балкарской Республики.
Заявитель жалобы выводы суда о том, что надлежащим ответчиком по требованиям общества является КБР, не оспаривает. В судебном заседании представитель Минфина КБР пояснил, что в республиканский регистр включены такие категории льготников, как ветераны труда, труженики тыла и жертвы политических репрессий, финансирование которых относятся к расходным обязательствам КБР.
Применив перечисленные нормы права, суды при удовлетворении иска правомерно исходили из того, что убытки общества подлежат возмещению в полном объеме, независимо от того, что нормативными актами республики предусмотрен фиксированный размер компенсации, который меньше фактического объема выпадающих доходов.
Заявитель ссылается на то, что общество при расчете суммы иска применило тариф, установленный для двух видов транспорта (троллейбуса и автобуса), в то время как акт распределения денежных средств по компенсации расходов между истцом и МУП "Троллейбусное управление" устанавливает долю истца в компенсации расходов 64%.
Указанный довод не обоснован, так как убытки в сумме 2 314 733 рублей 16 копеек образовались в результате невозмещения выпадающих доходов по предоставлению в 2006 году льгот пассажирам республиканского регистра, для которых постановлением N 79-ПП предусматрен социальный проездной билет только на один вид транспорта.
В отношении убытков за период с ноября 2006 года по март 2008 года в размере 5 191 071 рублей 20 копеек названный довод заявителя также не отклоняется, поскольку из расчета истца следует, что доля МУП "Троллейбусное управление" в компенсации выпадающих доходов на перевозку льготников (36%) не включена в сумму убытков общества (т. 25, л. д. 55).
В жалобе ответчик оспаривает оказание обществом транспортных услуг, ссылаясь на отсутствие доказательств обеспечения соответствующих маршрутов с заданной периодичностью движения за спорный период. Данный довод не принимается, так как при рассмотрении спора в судах первой и апелляционной инстанции ответчик названное обстоятельство в своих возражениях не приводил, какие-либо доказательства этому не представил. Кроме того, обществу уже возмещена часть расходов от предоставления услуг в спорный период, претензии относительно качества которых не заявлялись.
Суд взыскал убытки истца, исходя из стоимости проездных билетов для льготных категорий граждан и обычных проездных билетов.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Ссылаясь на указанную норму, заявитель полагает, что недополученная истцом стоимость проездных билетов не отражает фактические расходы общества на перевозку льготных пассажиров, так как такая перевозка не подразумевает каких-либо лишних расходов, по сравнению с обычными, в виде увеличения автобусного парка, запуска дополнительных рейсов и т. п.
Данный довод заявителя также следует отклонить, так как предъявлено требование о взыскании убытков в виде разницы в цене на перевозку граждан и льготной цене, которую должно компенсировать публично-правовое образование, установившее льготу. Таким образом, суды правомерно взыскали с ответчика убытки в виде выпадающих доходов перевозчика исходя из стоимости проездных билетов.
При изложенных обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.03.2009 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2009 по делу N А20-2314/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 декабря 2009 г. N А20-2314/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело