Споры по уплате налога на имущество
1. Имущество, используемое организациями для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, принадлежащее федеральному органу исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, не является объектом налогообложения налогом на имущество.
Суд, удовлетворяя заявление учреждения (санатория МВД России) о признании недействительным, в частности, требования налоговой инспекции об уплате налога на имущество, исходил из того, что закрепленное за учреждением имущество не является объектом обложения налогом на имущество в силу подпункта 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция судебные акты оставила без изменения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органом исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, не является объектом налогообложения налогом на имущество.
Статьи 9 и 12 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" предусматривают, что основными функциями системы безопасности являются создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности, управление указанными силами, средствами. К силам обеспечения безопасности относятся органы внутренних дел.
В соответствии с положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции.
Следовательно, применение учреждением льготы подпункта 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении имущества, переданного ему на праве оперативного управления, является обоснованным.
2. Льгота, предусмотренная пунктом 16 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, предоставляется научным учреждениям только в отношении имущества (основных средств), используемого в рамках научной деятельности.
Налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с государственного научного учреждения налога на имущество.
Суд, удовлетворяя требования, установил, что государственное научное учреждение в проверяемый налоговый период осуществляло не только научно-исследовательскую деятельность, определенную Уставом, но и оказывало услуги по сдаче в аренду коммерческим организациям части помещений, расположенных в здании, переданных ему в оперативное управление.
По мнению учреждения, Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает деление объекта для целей налогообложения налогом на имущество пропорционально каким-либо показателям в зависимости от использования налогоплательщиком имущества одновременно в целях научной (научно-исследовательской) и иной деятельности.
Кассационная инстанция поддержала выводы судебных инстанций.
В соответствии с пунктом 16 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения налогом на имущество научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.
В случае, когда часть имущества использовалась не в целях, оговоренных в пункте 16 статьи 381 Кодекса, то льгота не могла быть предоставлена в отношении этих объектов. В ином случае теряется смысл установления данной льготы, так как предоставление названной налоговой льготы налогоплательщикам, самостоятельно не использующим числящееся на их балансе имущество, приводило бы к прямому искажению предусмотренных законом особенностей реализации механизма налоговой льготы, предоставляемой в отношении только того имущества, которое используется самим налогоплательщиком непосредственно в указанных законом сферах деятельности.
При таких обстоятельствах довод учреждения о необходимости распространения действия льготы на имущество, не используемое в целях, определенных в пункте 16 статьи 381 Кодекса, является необоснованным.
3. Имущество, приобретенное в собственность и предназначенное исключительно для передачи в аренду по договору лизинга с 2006 года, включается в налоговую базу по налогу на имущество, до 2006 года указанное имущество не идентифицировалось в качестве основных средств и не учитывалось при определении налоговой базы.
Налоговая инспекция по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации предприятия по налогу на имущество за 12 месяцев 2005 года вынесла решение о привлечении предприятия к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением к предприятию о взыскании налоговых санкций.
Решением заявленные требования налоговой инспекции удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции решение суда отменено, в удовлетворении требований налоговой инспекции отказано. Судебный акт мотивирован тем, что вывод суда первой инстанции об обязанности предприятия уплачивать в 2005 году налог на имущество с имущества, переданного арендатору по договору лизинга, не основан на нормах права.
Суд кассационной инстанции оставил в силе постановление апелляционной инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Имущество, приобретенное лизингодателем в собственность и предназначенное исключительно для передачи его в аренду по договору лизинга, приходуется непосредственно по дебету счета 03 "Доходные вложения в материальные ценности" без корреспонденции со счетом 01 "Основные средства".
Изменения, позволяющие отнести лизинговое имущество к основным средствам, внесены приказом Минфина России от 12.12.2005. По данному приказу, начиная с бухгалтерской отчетности 2006 года, объект принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
У налоговой инспекции отсутствовали законные основания для включения в налоговую базу при исчислении налога на имущество в 2005 году остаточной стоимости имущества, приобретенного обществом для исполнения обязательств по договору лизинга и принятого на учет по счету 03 "Доходные вложения в материальные ценности", а следовательно, для начисления недоимки и штрафа по налогу на имущество за указанный период.
4. Установленные Налоговым кодексом Российской Федерации платежи и сборы не могут регулироваться законом, не отвечающим требованиям статей 3 и 17 Кодекса.
Федеральное государственное учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа за неуплату налога на имущество и за непредставление налоговой декларации по этому налогу.
Решением суда заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции исходил из положений статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей обязанность налогоплательщика по уплате налога с момента установления налога на территории субъекта Российской Федерации и введения его в действие законом субъекта Российской Федерации. Учитывая положения Закона о республиканском бюджете на 2004 год и то, что закон "О налоге на имущество организаций" субъекта Российской Федерации вступил в силу с 01.01.2005, суд пришел к выводу о том, что в 2004 году учреждение не являлось плательщиком налога на имущество.
Постановлением апелляционной инстанции решение суда отменено. Отказ в удовлетворении требования учреждения мотивирован тем, что статьей 381 Налогового кодекса Российской Федерации, льгота, ранее применявшаяся учреждением, не предусмотрена. Суд счел, что налог на имущество должен уплачиваться учреждением в соответствии с Законом о бюджете.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановление апелляционной инстанции оставил в силе, обосновав свой вывод тем, что согласно статье 14 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций отнесен к региональным налогам. Налог на имущество введен на территории субъекта Российской Федерации с 01.01.2005. При нечетком урегулировании законодательства о налоге на имущество в субъекте Российской Федерации на 2004 год суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался нормами Закона о бюджете в субъекте Российской Федерации и обоснованно взыскал суммы налога на имущество в соответствующий период времени.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации признал данный вывод кассационного суда несостоятельным.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал следующее. Закон о бюджете в субъекте Российской Федерации определил только ставку налога на имущество, данный закон не отвечает общим требованиям установления налогов и сборов, предусмотренным в статье 17 Налогового кодекса Российской Федерации, а также основным началам законодательства о налогах и сборах, предусмотренным в статье 3 Кодекса, в которой прямо указано, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, установленные в ином порядке, чем определено Налоговым кодексом Российской Федерации.
При отсутствии в субъекте Российской Федерации закона "О налоге на имущество организаций" у учреждения не возникло обязанности по уплате налога на имущество в 2004 году.
5. Имущество санаторно-курортных учреждений, относящееся к объектам социально-культурной сферы, не подлежит налогообложению налогом на имущество организаций.
Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции о доначислении налога на имущество. По мнению налоговой инспекции, предприятие в нарушение пункта 7 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации при расчете налога на имущество за 2004, 2005 годы в состав льготируемого имущества включило имущество, не используемое в целях ведения деятельности в социально-культурной сфере.
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
Суд установил, что основной вид деятельности предприятия - деятельность санаторно-курортных учреждений. Санаторно-курортное учреждение относится к объектам социально-культурной сферы, все виды его деятельности направлены на оказание услуг в социально-культурной сфере, обеспечение надлежащего отдыха и оздоровления отдыхающих.
В соответствии с пунктом 7 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации организации освобождаются от обложения налогом на имущество в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
При исследовании обстоятельств использования каждого из объектов спорного имущества установлено, что указанные объекты расположены на единой отгороженной территории и представляют собой единый комплекс. Данные объекты состоят на балансе предприятия и находятся в неразрывной технологической связи и непосредственно участвуют в процессе создания и оказания услуг в области санаторно-курортного лечения и оздоровления граждан.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что спорное имущество, находящееся на балансе предприятия, не подлежит включению в налогооблагаемую базу по налогу на имущество как необходимое для процесса оказания санаторно-курортных и оздоровительных услуг.
Споры по налогу на землю
1. Муниципальные образования не относятся к организациям в смысле, придаваемом данному понятию Налоговым кодексом Российской Федерации, следовательно, они не признаются налогоплательщиками земельного налога в отношении муниципальных земель.
Муниципальное учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции о начислении земельного налога.
По мнению налоговой инспекции, согласно договорам купли-продажи муниципальное учреждение, действуя от имени муниципального образования, приобрело земельные участки, в связи с чем несет обязанность по уплате земельного налога.
Решением суда заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что у учреждения как органа местного самоуправления отсутствует обязанность по уплате земельного налога, поскольку земельные участки находятся в муниципальной собственности, в составе местной казны городского округа.
Кассационная инстанция оставила решение суда без изменения.
Пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признает налогоплательщиками земельного налога организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Таким образом, гражданское законодательство не относит Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к юридическим лицам, лишь распространяя на них правила, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
С учетом положений названных правовых норм муниципальные образования в целях законодательства о налогах и сборах не могут быть отнесены к организациям в смысле, придаваемом данному понятию Налоговым кодексом Российской Федерации.
Поскольку спорные земельные участки являются собственностью городского округа, зарегистрированы в реестре муниципального имущества, то основания для признания учреждения налогоплательщиком земельного налога в отношении муниципальных земель отсутствуют.
2. Действующим законодательством не предусмотрена одновременная уплата налога и арендной платы за пользование одним и тем же земельным участком.
Комитет по управлению имуществом обратился в арбитражный суд с иском к обществу о взыскании неосновательного обогащения за пользование земельными участками.
Как видно из материалов дела, решением главы администрации от 12.05.1992 городскому парку предоставлен земельный участок для размещения парка культуры и отдыха и выдан государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования землей. Распоряжением администрации от 27.06.2006 признан утратившим силу государственный акт от 12.05.1992, прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Сторонами не оспаривается тот факт, что с 2004 по 2007 годы на территории городского парка размещались аттракционы, принадлежащие ответчику.
Полагая, что общество за указанный период должно внести плату за пользование земельными участками, расположенными под аттракционами, комитет обратился в арбитражный суд с иском.
Суд правомерно отказал во взыскании платы за пользование земельными участками за период до 2006 года, поскольку плату за участок в виде земельного налога вносил городской парк, владеющий землей на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. В силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации до прекращения права постоянного (бессрочного) пользования городской парк обязан был уплачивать земельный налог.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена одновременная уплата налога и арендной платы за пользование одним и тем же земельным участком.
3. Земельные участки, занимаемые объектами инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при Спецстрое России, ограничены в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации и не облагаются налогом на землю (подпункт 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Государственное унитарное предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции о начислении налога на землю.
По мнению налоговой инспекции, предприятие не относится к органам, обеспечивающим безопасность и оборону. Следовательно, земельные участки, на которых расположены объекты инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при Спецстрое России, не могут быть признаны ограниченными в обороте и освобожденными от обложения земельным налогом.
Решением суда заявленные требования предприятия удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что предприятие правомерно не уплачивало налог на землю.
Кассационная инстанция считает, что суд правильно применил нормы права и вынес законный акт, руководствуясь следующим.
На основании подпункта 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" силы и средства обеспечения безопасности включают в себя, в частности, Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки.
В Уставе предприятия указано, что оно находится в ведомственном подчинении Спецстроя России и относится к инженерно-техническим (дорожно-строительным) воинским формированиям при Спецстрое России.
Исходя из положения об инженерно-технических воинских формированиях и дорожно-строительных воинских формированиях при Федеральном агентстве специального строительства, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1084, согласно которому Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, дорожного строительства и связи силами инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при Федеральном агентстве специального строительства.
Следовательно, вывод суда о том, что заявитель, являясь федеральным унитарным предприятием, фактически выполняет функции органа государственной власти в области обороны и имеет право на получение льготы по земельному налогу, предусмотренной подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации, является обоснованным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обобщение судебной практики Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа по спорам об уплате налогов на имущество и на землю за первое полугодие 2008 года
Текст обобщения опубликован в "Вестнике Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа" 2009 г., N 2/2009
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника