Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 21 декабря 2009 г. N А53-6052/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2009 г.
ООО "Алла" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Константиновскому району Ростовской области (далее - налоговая инспекция) от 24.03.2009 N 100009 о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 23.04.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.09.2009, в удовлетворении заявления отказано на том основании, что факт совершения административного правонарушения подтвержден документально; налоговой инспекцией соблюдена процедура привлечения общества к административной ответственности.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на отсутствие состава вменяемого правонарушения. Общество указывает на то, что поскольку вело кассовую книгу автоматизированным способом, то кассовую книгу на бумажном носителе не заполняло. Для осуществления расчетов наличными денежными средствами и их временного хранения имеется арендуемое помещение кассы, которое соответствует установленным требованиям. Превышение фискальных данных отчетов контрольно-кассовой техники с данными регистров бухгалтерского учета по счетам 50 "касса" и 90-1 "выручка" налоговая инспекция не установила.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговая инспекция не представила в суд отзыв на кассационную жалобу.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку в принадлежащем обществу магазине "Продукты", расположенном по адресу: Ростовская область, ст. Николаевская, ул. Центральная, 61, по вопросам соблюдения обществом полноты учета выручки, порядка работы с денежной наличностью.
По результатам проверки установлены факты неоприходования обществом 39 966 рублей выручки в период с 01.03.2009 по 15.03.2009, несоблюдения порядка хранения свободных денежных средств (отсутствие изолированного помещения, предназначенного для выдачи и временного хранения наличных денег, несгораемого металлического шкафа, охранно-пожарной сигнализации), что является нарушением Единых требований по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий (приложение N 3 к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденное решением Совета директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций)).
По данному факту составлены акт от 16.03.2009 N 2 и протокол об административном правонарушении от 17.03.2009 N 100013 по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По итогам рассмотрения материалов проверки принято постановление налоговой инспекции от 24.03.2009 N 100009 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 40 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление налоговой инспекции в арбитражный суд.
Суд первой и апелляционной инстанций установил все фактические обстоятельства по делу, полно, всесторонне их исследовал, в совокупности оценил представленные в дело доказательства и обоснованно отказал обществу в удовлетворении требований, правильно руководствуясь следующим.
Статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность юридических лиц за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден Решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40.
Пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций установлена обязанность каждого предприятия иметь кассу для осуществления расчетов наличными деньгами. Руководители предприятий обязаны оборудовать кассу как изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег, и обеспечить сохранность денежной наличности в помещении кассы (пункт 29 Порядка).
Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий установлены в Приложении N 3 Порядка ведения кассовых операций, согласно которому для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно отвечать следующим требованиям: быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; закрываться на две двери - внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; в обязательном порядке иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, прочно прикрепленный к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами.
Судебные инстанции установили, что в ходе проверки налоговая инспекция выявила факт отсутствия помещения кассы. Данное обстоятельство подтверждено материалами дела и документально обществом не опровергнуто.
Пунктом 22 Порядка ведения кассовых операций установлено, что все поступления и выдачу наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. В соответствии с пунктом 24 Порядка прием наличных денежных средств в кассу организации оформляется путем выдачи приходных кассовых ордеров и внесения записей о поступивших денежных средствах в кассовую книгу в тот же день. Нарушением Порядка является неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности.
Таким образом, невнесение в кассовую книгу записей о полученных денежных средствах в день их поступления (несвоевременное внесение) является неоприходованием денежных средств в кассу и влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности.
Материалами дела подтвержден факт неоприходования обществом в кассу денежных средств в сумме 39 966 рублей, в связи с чем правомерны и обоснованны выводы судебных инстанций о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах судебные инстанции сделали обоснованный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд проверил соблюдение процедуры привлечения общества к административной ответственности и не установил каких-либо нарушений со стороны налоговой инспекции.
Основания для переоценки данного вывода у суда кассационной инстанции отсутствуют.
При таких обстоятельствах судебные инстанции обоснованно отказали обществу в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления налоговой инспекции от 24.03.2009 N 100009 о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 40 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы общества не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, исследованных судом первой и апелляционной инстанций, не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, и в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при разрешении спора применены судом первой и апелляционной инстанций правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.04.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2009 по делу N А53-6052/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 декабря 2009 г. N А53-6052/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело