Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 9 декабря 2008 г. по делу N А01-3710/2007
(извлечение)
Территориальное управление Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Республике Адыгея (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к ООО "Цемез" (далее - общество), администрации муниципального образования Тахтамукайский район (далее - администрация) о признании недействительными постановления администрации от 08.12.2004 N 1175 "О предоставлении в возмездную собственность земельного участка по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, п. Энеем, ул. Перова ООО "Цемез"" и договора купли-продажи земельного участка от 10.12.2004 N 47.
Определением от 28.02.2008 к участию в деле привлечен прокурор Республики Адыгея, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Российские железные дороги".
Решением от 30.04.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.07.2008, управлению восстановлен пропущенный срок подачи заявления о признании недействительным постановления главы администрации от 08.12.2004 N 1175, данное постановление признано недействительным. Признан недействительным договор купли-продажи земельного участка от 10.12.2004 N 47, заключенный администрацией и обществом. Применены последствия недействительности договора купли-продажи земельного участка от 10.12.2004 N 47. Общество обязано передать в федеральную собственность в лице управления земельный участок с кадастровым номером 01:05:01 00 00077:0035 площадью 400 кв. м, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, поселок Энеп, ул. Петрова (правая сторона автодороги Краснодар-Новороссийск). Администрация обязана возвратить обществу 9 129 рублей, полученных при реализации земельного участка.
Судебные акты мотивированы тем, что спорный земельный участок находится в федеральной собственности, а не в собственности муниципального образования, поскольку данный земельный участок является полосой отвода железнодорожного полотна. Следовательно, администрация неправомерно распорядилась данным земельным участком.
Общество обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит отменить оспариваемые акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Общество полагает, что вывод судебных инстанций о нахождении спорного земельного участка в федеральной собственности является необоснованным, поскольку земельный участок не прошел межевание, его границы подлежат уточнению, площадь участка ориентировочная, кадастровый план является декларативным. Земельный участок, в отношении которого зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не является индивидуально-определенным. Следовательно, у истца отсутствует интерес в признании недействительным договора и постановления администрации. Суды не проверили, относится ли спорный земельный участок к землям транспорта. Поскольку право собственности на спорный земельный участок не разграничено, то администрация правомерно им распорядилась. Суд неправомерно восстановил заявителю срок, установленный в части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель управления просил ее отклонить.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации от 08.12.2004 N 1175 обществу в предоставлен в собственность земельный участок по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, п. Энеем, ул. Перова с кадастровым номером 01:05:01 00 077:0035 (т. 1, л. д. 16).
Администрация и общество заключили договора купли-продажи земельного участка от 10.12.2004 N 47 (т. 1, л. д. 17, 18).
26 декабря 2006 года в адрес управления поступило письмо N СС-07/31094 от Федерального агентства по управлению федеральным имуществом с поручением провести проверку на предмет выявления фактов нарушения земельного законодательства в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
9 февраля 2007 года на основании распоряжения от 31.01.2007 N 32 управление провело проверку на территории полосы отвода Северо-Кавказской железной дороги по направлениям Краснодар-Новороссийск, станция Кубань (пос. Яблоновский), Энем 1, Энем 2, по результатам которой было установлено, что торговый павильон, принадлежащий обществу, расположенный по адресу: поселок Энем, улица Петрова, находится от оси полотна на расстоянии 19,6 м, что свидетельствует о нахождении его в пределах отвода железной дороги, то есть на земельном участке, являющемся федеральной собственностью.
Согласно пункту 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
В силу частей 2, 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Суд первой инстанции восстановил управлению срок на подачу заявления, установив уважительность причин пропуска срока.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что постановление главы администрации от 08.12.2004 N 1175 нарушает законные права, интересы Российской Федерации, представление которых осуществляет управление в соответствии с пунктом 3 положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом по Республике Адыгея и постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как: "от 5 июня 2008 г."
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", пункту 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах, и эти земли являются федеральной собственностью.
Документами, подтверждающими факт нахождения данного земельного участка в федеральной собственности является государственный акт серии РА-2 N 001182 от 20.01.1995, согласно которому администрация передает в постоянное (бессрочное) пользование Краснодарскому отделению Северо-Кавказской железной дороги земельный участок общей площадью 195,01 га.
Подтверждением факта нахождения земельного участка в собственности Российской Федерации является также свидетельство о государственной регистрации серии 01-АА N 119094, согласно которому 12.07.2004 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 01-01/04-6/2004-471, на основании чего управлением была получена кадастровая карта на земельный участок площадью 195, 01 га.
Таким образом, спорный земельный участок, который находится в полосе отвода железной дороги, относится к землям, необходимым для обеспечения деятельности железнодорожного транспорта, а следовательно относится к федеральной собственности и принадлежит Российской Федерации.
Согласно статье 209 Гражданского Кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику.
Поскольку администрация не имела права распоряжаться спорным земельным участком, то требования управления о признании ненормативного правового акта, принятого главой администрации, а также о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки являются законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 30.04.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 по делу N А01-3710/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 декабря 2008 г. по делу N А01-3710/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело