Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 15 января 2010 г. N Ф08-8717/09 по делу N А32-24150/2008-5/424
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2010 г.
ООО "Вера" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - антимонопольный орган) о признании незаконными решения от 12.09.2008, которым действия общества признаны нарушающими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", и предписания от 12.09.2008 N 14.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.06.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2009, в удовлетворении требования о признании недействительным решения от 02.06.2009 отказано. Судебные акты мотивированы тем, что управление доказало согласованность и направленность действий участников рынка розничной реализации нефтепродуктов на установление и поддержание цен на бензин и дизельное топливо на одном уровне с другими хозяйствующими субъектами розничных рынков в установленных географических границах, что подтверждает антиконкурентное поведение общества и нарушение им пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает на несогласие с выводом судебных инстанций, который не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Суд не учел объективные причины роста цен (общий рост закупочных цен). Антимонопольный орган не провел полный анализ и оценку состояния конкурентной среды на соответствующих товарных рынках, не установил факт ограничения или возможности ограничения конкуренции, не определил временной интервал, объем товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на нем, не составил аналитический отчет.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители заинтересованного лица повторили доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, заслушав представителей управления, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по поручению Правительства Российской Федерации "О мониторинге оптовых и розничных цен на нефтепродукты" во исполнение приказа ФАС России от 19.03.2007 N 73 управление на основании информации, представленной в ходе еженедельного мониторинга оптовых и розничных цен бензинов автомобильных (А-76, Аи-92, Аи-95) и дизельного топлива, реализуемых с АЗС, расположенных на территории края, приказом от 24.07.2008 N 129 возбудило дело N 199 по признакам нарушения обществом, ОАО "Нефтяная компания "Роснефть-Кубаньнефтепродукт"", ООО "Лукойл-Югнефтепродукт", ООО "Октан", ООО "Крокус", ООО "Южная нефтяная компания", ООО "Ветеран Вооруженных Сил" пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о конкуренции - установления вышеуказанными хозяйствующими субъектами розничных цен на бензины автомобильные (А-76, Аи-92, Аи-95) и дизельное топливо на одном уровне в один и тот же временной интервал.
В ходе рассмотрения дела N 199 комиссия исследовала розничные цены бензинов автомобильных (А-76, Аи-92, Аи-95) и дизельного топлива, реализуемых на АЗС, расположенных: в муниципальном образовании г. Краснодар (далее - АТО г. Краснодара) 11 АЗС ООО "Лукойл-Югнефтепродукт", 21 АЗС ОАО "Нефтяная компания "Роснефть-Кубаньнефтепродукт"", 8 АЗС ООО "Октан-Юг", в муниципальном образовании г. Армавир (далее - АТО г. Армавира) 1 АЗС общества, 2 АЗС ОАО "Нефтяная компания "Роснефть-Кубаньнефтепродукт"", 4 АЗС ООО "Крокус", 5 АЗС ООО "Южная нефтяная компания", в муниципальном образовании г. Ейск (далее - АТО г. Ейска) 4 АЗС ООО "Вера", 7 АЗС ОАО "Нефтяная компания "Роснефть-Кубаньнефтепродукт"", 1 АЗС ООО "Ветеран Вооруженных сил".
Комиссия на основе анализа розничных цен данных хозяйствующих субъектов установила, что действовали розничные цены в АТО г. Ейска на бензин автомобильный Л-76(80) в размере 18 рублей за литр: ООО "Ветеран Вооруженных сил" (приказ от 06.05.2008 N 37/о/д) с 06.05.2008; ООО "Вера" (приказ от 07.05.2008 N 70-пр) с 08.05.2008; на бензин автомобильный А-76(80) действовали розничные цены в размере 19 рублей 50 копеек за литр: ООО "Ветеран Вооруженных сил" (приказ от 17.07.2008 N 44/о/д) с 17.07.2008; ООО "Вера" (приказ от 18.07.2008 N 96-п) с 19.07.2008; на бензин автомобильный Аи-92 действовали розничные цены в размере 21 рубля 20 копеек за литр: ООО "Ветеран Вооруженных сил" (приказ от 10.04.2008 N 33/о/д) с 10.04.2008; ООО "Вера" (приказ от 10.04.2008 N 66-пр) с 11.04.2008; на бензин автомобильный Аи-92 действовали розничные цены в размере 22 рублей 20 копеек за литр: ООО "Ветеран Вооруженных сил" (приказ от 06.06.2008 N 41/о/д) с 06.06.2008; ООО "Вера" (приказ от 04.06.2008 N 80-пр) с 05.06.2008; на бензин автомобильный Аи-92 действовали розничные цены в размере 23 рублей за литр: ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" (приказ от 15.07.2008) с 16.07.2008; ООО "Вера" (приказ от 18.07.2008 N 96-пр) с 19.07.2008; на бензин автомобильный Аи-95 действовали розничные цены в размере 23 рублей 80 копеек литр: ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт"" (приказ от 04.07.2008 N 896) с 07.07.2008; ООО "Вера" (приказ от 09.07.2008 N 93-пр) с 10.07.2008; на дизельное топливо действовали розничные цены в размере 22 рублей 40 копеек рублей за литр: ООО "Ветеран Вооруженных сил" (приказ от 06.06.2008 N 41/о/д) с 06.06.2008; ООО "Вера" (приказ от 04.06.2008 N 80-пр) с 05.06.2008; на дизельное топливо действовали розничные цены в размере 23 рублей 50 копеек за литр: ООО "Ветеран Вооруженных сил" (приказ от 10.06.2008 N 43/о/д) с 11.06.2008; ООО "Вера" (приказ от 10.06.2008 N 85-пр) с 11.06.2008; на дизельное топливо действовали розничные цены в размере 23 рублей 90 копеек литр: ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт"" (приказ от 04.07.2008) с 07.07.2008; ООО "Вера" (приказ от 09.07.2008 N 93-пр) с 10.07.2008; на дизельное топливо действовали розничные цены в размере 24 рублей 30 копеек за литр: ООО "Ветеран Вооруженных сил" (приказ от 17.07.2008 N 44/о/д) с 17.07.2008; ООО "Вера" (приказ от 18.07.2008 N 96-пр) с 19.07.2008.
Управление по результатам рассмотрения дела приняло решение 12.09.2008 о признании в действиях общества, ОАО "Нефтяная компания "Роснефть-Кубаньнефтепродукт"", ООО "Октан-Юг", ООО "Крокус", ООО "Южная нефтяная компания", ООО "Ветеран Вооруженных Сил" нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о конкуренции - установления и поддержания на одном уровне розничных цен на бензин автомобильный и дизельное топливо, реализуемые через автозаправочные станции на территории г. Армавира в январе - июле 2008 года.
На основании решения от 12.09.2008 управление выдало обществу, ОАО "Нефтяная компания "Роснефть-Кубаньнефтепродукт"" и ООО "Ветеран Вооруженных Сил" предписание от 12.09.2008 N 14, несогласие с ним послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Суд отказал в удовлетворении заявленных требований и указал, что субъекты локального рынка АТО г. Ейска (общество, ОАО "Нефтяная компания "Роснефть-Кубаньнефтепродукт"", ООО "Ветеран Вооруженных Сил") последовательно, один за другим, повысили цены на бензины автомобильные и дизельное топливо до одного уровня без письменной или устной договоренности (по молчаливому сговору) путем повторения действий. Состав продавцов определен управлением исходя из еженедельного мониторинга цен на нефтепродукты, проводимого по поручению Правительства Российской Федерации "О мониторинге оптовых и розничных цен на нефтепродукты" во исполнение приказа ФАС России от 19.03.2007 N 73. Географические границы товарного рынка определены управлением исходя из расположенных на территории Краснодарского края муниципальных образований, с учетом протяженности маршрута следования до АЗС, а также минимальных временных затрат, низких транспортных расходов, связанных с приобретением потребителем нефтепродуктов на АЗС, расположенных в сопредельных территориях муниципальных образований. Границы товарного рынка определены управлением как локальный рынок (АТО), г. Армавир, г. Ейск.
Однако при рассмотрении дела судебные инстанции не учли следующее.
В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено следующее: если антимонопольным органом было принято решение и выдано предписание в отношении нескольких лиц (в частности, в отношении лиц, входящих в группу лиц в соответствии с положениями статьи 9 Закона о защите конкуренции) и эти лица обратились в арбитражный суд с самостоятельными заявлениями об оспаривании указанных решения и (или) предписания, в рамках рассмотрения дел по каждому из заявлений остальные лица должны быть привлечены к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, поскольку решение вопроса о признании решения и (или) предписания недействительным влияет на их права и обязанности.
Из пояснений представителей управления в судебном заседании суда кассационной инстанции следует, что ОАО "НК "Роснефть" - Кубаньнефтепродукт" также обжаловало в арбитражный суд ненормативные акты управления, установившие нарушение указанным обществом требований антимонопольного законодательства.
При таких обстоятельствах рассмотрение дела без участия ОАО "НК "Роснефть" - Кубаньнефтепродукт", о правах и обязанностях которого приняты судебные акты, в силу пункта 4 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения в любом случае, независимо от того, что это лицо не воспользоваллсь предусмотренным статьей 51 Кодекса правом вступить в дело по собственной инициативе.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.06.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2009 по делу N А32-24150/2008-5/424 отменить, дело направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд отказал в удовлетворении заявленных требований и указал, что субъекты локального рынка АТО г. Ейска (общество, ОАО "Нефтяная компания "Роснефть-Кубаньнефтепродукт"", ООО "Ветеран Вооруженных Сил") последовательно, один за другим, повысили цены на бензины автомобильные и дизельное топливо до одного уровня без письменной или устной договоренности (по молчаливому сговору) путем повторения действий. Состав продавцов определен управлением исходя из еженедельного мониторинга цен на нефтепродукты, проводимого по поручению Правительства Российской Федерации "О мониторинге оптовых и розничных цен на нефтепродукты" во исполнение приказа ФАС России от 19.03.2007 N 73. Географические границы товарного рынка определены управлением исходя из расположенных на территории Краснодарского края муниципальных образований, с учетом протяженности маршрута следования до АЗС, а также минимальных временных затрат, низких транспортных расходов, связанных с приобретением потребителем нефтепродуктов на АЗС, расположенных в сопредельных территориях муниципальных образований. Границы товарного рынка определены управлением как локальный рынок (АТО), г. Армавир, г. Ейск.
...
В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено следующее: если антимонопольным органом было принято решение и выдано предписание в отношении нескольких лиц (в частности, в отношении лиц, входящих в группу лиц в соответствии с положениями статьи 9 Закона о защите конкуренции) и эти лица обратились в арбитражный суд с самостоятельными заявлениями об оспаривании указанных решения и (или) предписания, в рамках рассмотрения дел по каждому из заявлений остальные лица должны быть привлечены к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, поскольку решение вопроса о признании решения и (или) предписания недействительным влияет на их права и обязанности."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 января 2010 г. N Ф08-8717/09 по делу N А32-24150/2008-5/424
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7687/11
08.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7687/11
22.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А32-24150/2008
23.06.2010 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-24150/08
15.01.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8717/09
14.10.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8048/2009
19.06.2009 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-24150/08