Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 5 февраля 2010 г. по делу N А63-6672/2009
(извлечение)
См. также постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 мая 2011 г. N Ф08-2391/11 по делу N А63-4449/2010, от 1 марта 2012 г. N Ф08-38/12 по делу N А63-3652/2011, от 3 мая 2012 г. N Ф08-2083/12 по делу N А63-6623/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 3 февраля 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 5 февраля 2010 г.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сахаев Бухарали (далее - хозяйство) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому (далее - управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права аренды на земельные участки земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, имеющие кадастровые номера 26:13:040103:25, 26:13:040101:25, местоположение установлено относительно ориентира территории бывшего колхоза "Эдельбайский", бригада 1, кормовой севооборот, севернее аула Эдельбай, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Ставропольский край, Благодарненский район. Заявитель также просил обязать управление устранить нарушение прав и законных интересов крестьянского (фермерского) хозяйства путем проведения государственной регистрации договора от 19.01.2009 N 67 аренды земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, заключенного хозяйством с администрацией Благодарненского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация), предметом которого являются земельный участок площадью 33,4517 га с кадастровым номером 26:13:040101:25 и земельный участок площадью 44,5482 га с кадастровым номером 26:13:040103:25.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 25.08.2009, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2009, заявленные требования удовлетворены. Суды пришли к выводу о том, что хозяйство имело право на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов. Договор аренды земельного участка соответствует требованиям действующего законодательства. Управление не приняло мер для получения дополнительных сведений, необходимых для государственной регистрации.
В кассационной жалобе управление просит решение и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. По мнению управления, земельный участок предоставлен хозяйству с нарушением положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. В документах, представленных на регистрацию, содержатся недостоверные сведения о составе членов хозяйства. Отсутствуют сведения, подтверждающие, что земельные участки хозяйства образованы из земельного участка с кадастровым номером 26:13:040103:25. Договор аренды земельного участка от 30.03.2003 N 35 не зарегистрирован в установленном законом порядке.
В отзывах на кассационную жалобу хозяйство и администрация Благодарненского муниципального района Ставропольского края просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судебными инстанциями и подтверждено материалами дела, постановлением главы администрации Благодарненского района от 02.03.1993 N 123 из земель фонда районного Совета предоставлен Сахаеву Мовлиту для организации крестьянского хозяйства зернового направления земельный участок площадью 89 га пашни, из них: 11 га пашни в собственность и 78 га пашни в аренду, с правом выкупа с рассрочкой платежа на 10 лет.
Согласно постановлению от 02.03.1993 N 123 главой хозяйства утвержден Сахаев Мовлит, членом хозяйства - Сахаева Мелхан Кочековна.
В Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись от 25.06.2008 за номером 3082642177000021 о регистрации хозяйства.
На основании распоряжения главы Благодарненской районной государственной администрации от 30.07.2003 N 497р Благодарненская районная государственная администрация и глава хозяйства Сахаев Мовлит заключили договор аренды от 30.07.2003 N 35 земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 78 га, с кадастровым номером 26:13:040102:0004. Срок аренды участка установлен с 29.07.2003 по 29.07.2008.
В связи с истечением срока действия договора аренды от 30.07.2003 N 35 и разделением земельного участка площадью 78 га на земельные участки площадью 33,4517 га с кадастровым номером 26:13:040101:25 и площадью 44,5482 га с кадастровым номером 26:13:040103:25 глава хозяйства Сахаев Мовлит обратился с заявлением к главе администрации о предоставлении указанных участков на новый срок.
Распоряжением главы администрации от 19.01.2009 N 24р хозяйству для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства предоставлены в аренду сроком на 10 лет земельные участки из фонда перераспределения, земли сельскохозяйственного назначения, местоположение установлено относительно ориентира на территории бывшего колхоза "Эдельбайский", севернее аула Эдельбай, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Благодарненский район, общей площадью 78 га, с кадастровыми номерами 26:13:040101:25 и 26:13:040103:25. На основании указанного постановления администрация и хозяйство заключили договор аренды земельных участков от 19.01.2009 N 67.
Хозяйство обратилось в управление с заявлением от 13.03.2009 о государственной регистрации договора аренды от 19.01.2009 N 67.
Письмом от 13.04.2009 N 13/002/2009-205 управление отказало хозяйству в государственной регистрации договора, посчитав, что не соблюден порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
В связи со смертью 30.05.2009 Сахаева Мовлита главой хозяйства избран Сахаев Бухарали, о чем 08.06.2009 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись N 003135992.
Полагая отказ управления незаконным, глава хозяйства обратился в арбитражный суд с заявлением.
По смыслу части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Пунктом 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно статьям 9, 13, 17 Закона о государственной регистрации орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных правоустанавливающих документов, проверку законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило данного пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 статьи, согласно которому земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен положениями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Согласно указанной норме граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона.
Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления, указанного в пункте 1 данной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ.
Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после предоставления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Судебные инстанции установили, что земельный участок предоставлен хозяйству в аренду с соблюдением специального порядка, предусмотренного нормами Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", который не предусматривает обязательной публикации сообщений о предоставлении земельного участка в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству.
Установив отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных статьей 20 Закона о государственной регистрации, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на нормах материального и процессуального права, а также установленных по делу обстоятельствах, кассационная инстанция считает доводы жалобы необоснованными. Основания для изменения или отмены судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.08.2009 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2009 по делу N А63-6672/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 февраля 2010 г. по делу N А63-6672/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело