Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 10 февраля 2010 г. по делу N А61-707/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2010 г.
ООО "Кавказрегионгаз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ГУ Владикавказская квартирно-эксплуатационная часть района Северо-Кавказского военного округа Министерства обороны Российской Федерации (далее - Владикавказская КЭЧ, учреждение) о взыскании 23 606 392 рублей 29 копеек задолженности по оплате за газ, поставленный с 01.01.2007 по 31.07.2008 по договорам 01.12.2006 N 39-4-0619/07 и от 15.10.2007 N 39-4-0569/07.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Аланиягаз" и ФГУ Северо-Осетинский "Центр стандартизации метрологии и сертификации".
Решением Арбитражного суда Северная Осетия-Алания от 20.07.2009 с Владикавказской КЭЧ в пользу общества взыскано 22 846 135 рублей 27 копеек, из которых 22 749 764 рубля 07 копеек основного долга и 96 371 рубль 20 копеек расходов по оплате государственной пошлины. В остальной части иска отказано. Суд первой инстанции исходил из доказанности факта ненадлежащего исполнения Владикавказской КЭЧ обязательств по оплате поставленного газа.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009 решение от 20.07.2009 в части взыскания с учреждения в пользу общества основного долга оставлено без изменения. Апелляционный суд посчитал доказанным факт эксплуатации ответчиком прибора учета газа с просроченным сроком госповерки и в соответствии с пунктом 2.2 Правил учета газа, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 14.10.1996 (далее - Правила учета газа), пришел к выводу о правомерности определения истцом количества поданного им учреждению газа.
В кассационной жалобе Владикавказская КЭЧ просит отменить решение и постановление от 12.10.2009. Заявитель указывает, что судебные инстанции не учли условия договора, согласно которым поставщик имеет право подавать только определенное количество газа, на согласованную договором сумму. Истец не предоставил в материалы дела доказательства фактической поставки газа в заявленном размере. Количество поданного газа необоснованно определено по проектной мощности установок, исходя из двадцати четырех часов работы в сутки за время неисправности приборов учета газа, поскольку объем поставленного газа следует определять исходя из данных приборов учета газа, которые были поверены 18.09.2005 и 31.07.2008. Суды не учли, что Владикавказская КЭЧ является бюджетным учреждением, государственные контракты заключены в пределах определенных лимитов, выведенных по нормам потребления.
В отзыве на кассационную жалобу общество возражает против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность выводов судебных инстанций.
В судебном заседании представители Владикавказской КЭЧ и общества поддержали доводы, изложенные в жалобе и отзыве на нее.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество (поставщик) и Владикавказская КЭЧ (покупатель) заключили договоры на поставку газа от 01.12.2006 N 39-4-0619/07 и от 15.10.2007 N 39-4-0569/08, по условиям которых поставщик обязался поставлять газ до выхода ГРС (газораспределительной станции) в согласованных объемах, а покупатель - отбирать и оплачивать стоимость газа, стоимость услуг по его транспортировке и стоимость снабженческо-сбытовых услуг. Согласно пунктам 5.3 и 5.5 договоров расчеты за поставленный газ, услуги по его транспортировке и стоимость снабженческо-сбытовых услуг производятся ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.
Пунктами 3.8 и 3.11 договоров определен порядок учета количества газа, в соответствии с которыми учет расхода газа производится по контрольно-измерительным приборам поставщика или стороны передающей газ (ГРО), а при их отсутствии по контрольно-измерительным приборам покупателя, эксплуатация и поверка которых проводится в порядке, установленном в соответствии с Законом Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" и иными действующими нормативно-правовыми документами Российской Федерации. Покупатель обязан в любое время обеспечить уполномоченным представителям поставщика возможность метрологической проверки измерительного комплекса расхода газа, а также предоставить паспорт на измерительный комплекс расхода газа, действующие свидетельства на средства измерений об их поверке и документ о топливном режиме.
В соответствии с условиями договора представителями поставщика и покупателя 18.07.2008 проведена проверка технического состояния узлов учета газа и состава газоиспользующего оборудования в воинской части N 86619, по результатам которой составлен акт от 18.07.2008. Из указанного акта следует, что узлы учета ответчика - счетчики РГ- 600 N 0390, РГ- 600 N 1384 и РГ-100 N 1473 последний раз поверялись в четвертом квартале 2005 года. Документов по поверке счетчиков предъявлено не было, в связи с этим общество определило количество поставленного газа в соответствии с пунктом 2.2 Правил учета газа по проектной мощности газопотребляющего оборудования исходя из 24 часов работы их в сутки (т. 1, л. д. 29).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Согласно статьям 541 и 544 Гражданского Кодекса Российской Федерации количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктами 24 и 25 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа), монтаж, эксплуатация и поверка контрольно-измерительных приборов производятся в порядке, установленном в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.04.1993 N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений" и действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Ответственность за техническое состояние и поверку контрольно-измерительных приборов учета газа несут организации, которым приборы принадлежат.
В силу пунктов 22 и 23 Правил поставки газа учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа. При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем отпущенного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов или иным методом, предусмотренным договором. Согласно пункту 2.2 Правил учета газа при отсутствии узлов учета газа у потребителя газа, их неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по проектной мощности установок исходя из 24 часов работы их в сутки за время неисправности узлов учета газа.
Аналогичный порядок учета спорной продукции предусмотрен в пунктах 3.9, 3.12 договоров от 01.12.2006 N 39-4-0619/07 и от 15.10.2007 N 39-4-0569/07.
Судебные инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, сделали вывод о том, что в течение спорного периода времени ответчик не имел надлежащих приборов учета в связи с просрочкой поверки счетчика. В связи с этим общество правомерно в соответствии с пунктами 3.9 и 3.12 договоров, пунктом 23 Правил поставки газа, пунктом 2.2 Правил учета газа количество газа за спорный период определило расчетным путем, то есть по проектной мощности газоиспользующих установок. Факт эксплуатации ответчиком узлов учета газа с просроченным сроком госповерки установлен актом от 18.07.2008, подписанным без замечаний представителем покупателя. Данный акт Владикавказской КЭЧ в установленном законом порядке не оспорен. Ответчик в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предоставил надлежащих доказательств, опровергающих выводы судебных инстанций.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что объем поставленного газа следует определять исходя из данных приборов учета газа, которые были поверены 18.09.2005 и 31.07.2008, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку поверка приборов учета 18.09.2005 проведена за пределами спорного периода, а проверка 31.07.2008 - после составления акта от 18.07.2008, в последний день спорного периода.
Ссылка заявителя на то, что Владикавказская КЭЧ является бюджетным учреждением, государственные контракты заключены в пределах определенных лимитов, выведенных по нормам потребления, правомерно не принята судом апелляционной инстанции, поскольку принятые на себя обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом независимо от их организационно-правовой формы. Нормы гражданского законодательства, регулирующие вопросы исполнения обязательств по договору энергоснабжения не содержат исключения для бюджетных учреждений. Как пояснил представитель учреждения в судебном заседании, поставленный газ не был использован для отопления жилых домов. Доводов о неправильности расчета задолженности, установленной по проектной мощности газоиспользующих установок, кассационная жалоба не содержит.
Доводы жалобы сводятся к переоценке выводов суда первой и апелляционной инстанций и исследованных ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Поскольку Владикавказской КЭЧ предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе, с нее в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1 тыс. рублей государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округ постановил:
решение Арбитражного судак Республики Северная Осетия - Алания от 20.07.2009 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009 по делу N А61-707/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ГУ "Владикавказская квартирно-эксплуатационная часть района" Северо-Кавказского военного округа Министерства обороны Российской Федерации 1 тыс. рублей государственной пошлины по кассационной жалобе в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 февраля 2010 г. по делу N А61-707/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело