Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2010 г.
Федеральная налоговая служба (далее - налоговая служба) обратилась в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии от 04.09.2008 N Б 068600, выданной ООО "Велес" (далее - общество) на производство, хранение и поставку произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий, коньяков из обработанных коньяков).
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.09.2009 в удовлетворении заявления отказано (т. 3, л. д. 25).
Налоговая служба обжаловала решение в апелляционном порядке.
Определением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2009 произведена замена налоговой службы ее процессуальным правопреемником - Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (т. 3, л. д. 78). Апелляционный суд установил, что на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 и от 15.10.2009 N 810 полномочия государства по лицензированию деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с 19.10.2009 переданы Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка. При передаче государственных функций от одного органа другому к последнему переходит и право выступать в суде, что свидетельствует о необходимости замены стороны (налоговой службы) процессуальным правопреемником (Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка) в соответствии с положениями статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка обжаловала определение от 09.12.2009 в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит отменить указанный акт, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального права. Жалоба мотивирована следующим. Предметом спора по настоящему делу является решение налоговой службы от 23.06.2009 N 147 о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии от 04.09.2008 N Б 068600. Указанный акт принят в пределах полномочий налоговой службы до момента передачи соответствующих функций Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (19.10.2009). Налоговая служба из спорных правоотношений не выбывала, поскольку данный орган не упразднен, обладает правоспособностью, что свидетельствует об отсутствии оснований для процессуального правопреемства, предусмотренных статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Следовательно, стороной (заинтересованным лицом) в настоящем деле должна выступать налоговая служба. По мнению заявителя, передача с 19.10.2009 Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка полномочий по лицензированию деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не влияет на субъектный состав сторон в рамках настоящего дела.
Отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка поддержал доводы жалобы, просил кассационную инстанцию отменить определение апелляционного суда от 09.12.2009.
Представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, сослался на соответствие выводов суда апелляционной инстанции нормам материального и процессуального закона.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.09.2009 отказано в удовлетворении заявления налоговой службы об аннулировании лицензии от 04.09.2008 N Б 068600, выданной обществу на производство, хранение и поставку произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий, коньяков из обработанных коньяков).
Налоговая служба обжаловала судебный акт в апелляционном порядке.
Определением от 09.12.2009 суд апелляционной инстанции на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену налоговой службы на процессуального правопреемника - Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка. В обоснование необходимости замены стороны в процессе суд сослался на постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 и от 15.10.2009 N 810.
Вывод апелляционного суда о наличии оснований для замены стороны (налоговой службы) процессуальным правопреемником (Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка) основан на нормах действующего законодательства и является правильным.
В случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса (статья 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (в редакции от 27.01.2009), Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной продукции.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка" Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка является правопреемником Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по тарифам в отношении всех обязательств в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений.
Соответствующие изменения предполагалось внести в Положение о Федеральной налоговой службе (пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации).
Пункт 8 постановления от 24.02.2009 N 154 устанавливает, что оно вступает в силу с даты его официального опубликования, за исключением подпунктов 5.3.1 - 5.3.3, 5.3.5 - 5.3.7, 5.4.1 и 5.4.2 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка и пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением, вступающих в силу в сроки, устанавливаемые отдельными решениями Правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в постановлении от 15.10.2009 N 810 установило, что с 19.10.2009 вступают в силу подпункты 5.3.1 и 5.3.2 (лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, а также подпункт "б" пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации (в части признания утратившими силу подпунктов 5.3.2 и 5.3.4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506).
В результате создания специального органа власти в его компетенцию были переданы и полномочия налоговой службы по лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, с 19.10.2009 Российской Федерацией перераспределены полномочия между государственными органами, в связи с чем вопросы лицензирования деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции вошли в компетенцию вновь созданного органа - Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.02.2010 по делу N А20-1578/2009).
Спорные правоотношения возникли в связи с осуществлением налоговой службой полномочий в сфере лицензирования деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Решением суда первой инстанции от 15.09.2009 налоговой службе отказано в удовлетворении требования об аннулировании выданной обществу лицензии на производство, хранение и поставку произведенных спиртных напитков. В период разрешения спора в суде апелляционной инстанции соответствующие полномочия налоговой службы прекращены; они переданы иному государственному органу - Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка. Поэтому апелляционный суд правомерно (статьи 48, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) заменил сторону (налоговую службу) ее правопреемником.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод жалобы заявителя о том, что Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка не наделена полномочиями по представлению в судах интересов налоговых органов, следует отклонить. Стороной в рассматриваемых отношениях является не налоговый орган, а Российская Федерация. От имени Российской Федерации в суде выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статья 125 Гражданского кодекса Российской Федерации). При передаче функций от одного органа другому к последнему переходит и право представлять интересы государства в суде, происходит процессуальное правопреемство. При этом такая передача не обязательно вызвана упразднением органа, ранее ведавшего этими же вопросами, и может не основываться на гражданско-правовом правопреемстве. Следовательно, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка представляет Российскую Федерацию в спорных правоотношениях в силу закона.
Аналогичная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2006 N 10348/05.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном понимании (толковании) заявителем норм действующего законодательства, поэтому подлежат отклонению. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287, 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2009 по делу N А20-1579/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 февраля 2010 г. по делу N А20-1579/2009 "При передаче функций от одного органа другому к последнему переходит и право представлять интересы государства в суде, происходит процессуальное правопреемство. При этом такая передача не обязательно вызвана упразднением органа, ранее ведавшего этими же вопросами, и может не основываться на гражданско-правовом правопреемстве. Следовательно, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка представляет РФ в спорных правоотношениях в силу закона. Поэтому апелляционный суд правомерно заменил сторону (налоговую службу) на правопреемника"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело