Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 1 марта 2010 г. по делу N А32-9663/2009
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 мая 2010 г. по делу N А32-20280/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 1 марта 2010 г.
ГППР "Краснооктябрьский" (далее - предприятие) в лице конкурсного управляющего Ростовцевой О.В. обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (далее - Росимущество, управление) о признании незаконными действий управления по включению в реестр федерального имущества предприятия (реестровый номер 023001579) и обязании управления исключить из реестра федерального имущества предприятие Темрюкского района, п. Красный Октябрь, ул. Центральная, 18.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.11.2009 исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконными действия управления по включению в реестр федерального имущества предприятия (реестровый номер 023001579) и обязал управление исключить предприятие из реестра федерального имущества. Решение мотивировано тем, что ГППР "Краснооктябрьский" является государственным предприятием краевого уровня собственности, поскольку его учредителем выступает Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.
В кассационной жалобе Росимущество просит отменить решение и принять новый судебный акт. По мнению заявителя, при разрешении спора суд ошибочно пришел к выводу, что имущество предприятия относится к собственности краевого уровня. В обоснование своих требований заявитель указывает на то, что рисоводческие предприятия, каким является ГППР "Краснооктябрьский", в силу пункта 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление от 27.12.1991 N 3020-1) до момента определения соответствующего собственника относятся к федеральной собственности. Росимущество ссылается на судебные акты по делу N А32-16703/2005, которыми подтвержден федеральный уровень собственности земельного участка площадью 13 605 218 кв. м с кадастровым номером 23:30:13 03 000:0020, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах предприятия. Предприятию присвоен код формы собственности (КФС) - 12 (федеральная собственность), согласно информационному письму Темрюкского межрайонного отдела государственной статистики от 14.03.2000 N 1-936 о присвоении кодов общероссийских классификаторов. Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края превысил свои полномочия, включив предприятие в реестр краевой собственности.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент имущественных отношений Краснодарского края и Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края просят решение оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Росимущества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, другие участники процесса выступили против их удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационную жалобу надлежит удовлетворить, дело направить на новое рассмотрение.
Как видно из материалов дела предприятие создано в порядке реорганизации совхоза "Краснооктябрьский" в соответствии с законом "О собственности" от 24.12.1990 N 443-1 и законом "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25.12.1990 N 445-1, зарегистрировано постановлением главы администрации Темрюкского района Краснодарского края от 18.02.1992 N 2763 (т. 1, л. д. 16).
8 декабря 1992 года первым заместителем генерального директора департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации Краснодарского края утвержден устав предприятия.
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 11.07.2006 N 03-08/5808 управление включило имущество предприятия в реестр федеральной собственности за номером 02301579.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2004 предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство.
Полагая, что имущество предприятия неправомерно включено в реестр федеральной собственности, конкурсный управляющий обратился в суд.
На основании статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на нее какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предмет судебной проверки и оценки, представленных сторонами доказательств, определен частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В случае установления названных обстоятельств арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного акта недействительным (часть 2 статьи 201 Кодекса).
В пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено следующее. Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
В силу Закона РСФСР от 31.10.1990 N 293-1 "Об обеспечении экономической основы суверенитета в РСФСР" (действующего на момент утверждения устава) расположенные на территории РСФСР объекты государственной собственности, включая имущество государственных предприятий, учреждений, организаций союзного подчинения, их основные производственные и непроизводственные фонды или иные общесоюзные фонды, имущество, находящееся в управлении общесоюзных органов, являются собственностью РСФСР.
Согласно статье 4 названного Закона разгосударствление и приватизация указанных предприятий путем преобразования их в акционерные общества, перевод в иные формы собственности осуществляется исключительно на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством РСФСР.
Полномочия по управлению и распоряжению государственным (республиканским) имуществом наделен Совет Министров РСФСР.
Удовлетворяя заявленные требования, суд сослался на пункт 1.1 устава предприятия и пришел к выводу о том, что его учредителем является Департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации Краснодарского края, следовательно, имущество предприятия относится к краевому уровню собственности.
Однако указанный вывод сделан без учета следующего.
Протоколом от 26 ноября 1992 N1 собрания трудового коллектива решено перерегистрировать государственное предприятие рисоводческий совхоз "Краснооктябрьский" в государственное предприятие по производству риса совхоза "Краснооктябрьский" (т.1, л.д.17).
Согласно пункту 1.1 устава предприятие образовано на базе совхоза и является его правопреемником и утверждено Департаментом сельского хозяйства и продовольствия администрации Краснодарского края. В уставе предприятия не содержится указаний на то, что его учредителем является Департамент сельского хозяйства и продовольствия Краснодарского края (т.1, л.д.19-23).
Кроме того в материалах дела имеется два письма от 08.04.2009 и 14.07.2009, в которых Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности сообщает о том, что приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 5 мая 2005 г. N 555 "О ведомственной (отраслевой) принадлежности государственных унитарных предприятий, государственных учреждений Краснодарского края и хозяйствующих обществ, акции (доли) которых принадлежат Краснодарскому краю" ГППР "Краснооктябрьский" Темрюкского района не включен в перечень государственных предприятий, принадлежащих Краснодарскому краю. Данное предприятие является объектом государственной собственности Российской Федерации (т.1, л.д.29, 60).
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В рамках дела N А32-16703/2005 суды установили, что имущество предприятия образовано за счет бюджетных средств, находится у него в хозяйственном ведении и внесено в реестр федеральной собственности. Судебные инстанции сделали вывод о незаконности регистрации права собственности Краснодарского края на земельный участок площадью 13 605 218 кв. м с кадастровым номером 23:30:13 03 000:0020, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах предприятия. Также судом выяснено, что в связи с трудным финансовым положением предприятие обращалось в письме от 12.11.2002 к Министерству имущественных отношений Российской Федерации с просьбой о согласовании вопроса о прекращении принадлежащего на праве бессрочного пользования земельным участком площадью 6347 га, расположенным в пос. Красный Октябрь. Установленные по делу N А32-16703/2005 обстоятельства имеют преюдициальный характер по отношению к рассматриваемому спору, поскольку в нем участвуют те же лица.
В соответствии с пунктом 2.11 инструкции о порядке учета юридических лиц, их обособленных подразделений в Едином государственном реестре предприятий и организаций часть I, утвержденной Госкомстатом Российской Федерации от 26.12.1996 N ВД-1-24/209 (действующей на момент присвоения предприятию кодов общероссийских классификаторов), является официальным документом, подтверждающим факт учета органами государственной статистики в составе ЕГРПО субъекта хозяйственной деятельности, является информационное письмо о присвоении юридическому лицу, его обособленному подразделению кодов общероссийских классификаторов.
В материалах дела имеется информационное письмо Темрюкского межрайонного отдела государственной статистики от 14.03.2000 N 1-936 о присвоении предприятию кодов общественных классификаторов, из которого видно, что код формы собственности ГППР "Краснооктябрьский" (КФС) - 12 (федеральная собственность).
При таких обстоятельствах решение надлежит отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
В соответствии с частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены судами.
При новом рассмотрении суду необходимо с учетом выводов, содержащихся в судебных актах по делу N А32-16703/2005, выяснить, на каком земельном участке располагаются объекты недвижимого имущества ГППР "Кранооктябрьский" (6347 га земельного участка выделены из участка площадью 13 605 218 кв. м, относящегося к федеральной собственности), дать оценку письмам Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 08.04.2009 и 14.07.2009, определить полномочия Департамента сельского хозяйства и продовольствия по вопросу утверждения устава предприятия на декабрь 1992 года, приобщить к материалам дела судебный акт о признании предприятия банкротом.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.11.2009 по делу N А32-9663/2009 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 марта 2010 г. по делу N А32-9663/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело