Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 15 марта 2010 г. по делу N А77-688/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2010 г.
Государственное учреждение "Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чеченской Республике" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Коллегии адвокатов Чеченской Республики "Право" (далее - коллегия адвокатов) о взыскании 6 тыс. рублей штрафных санкций за непредставление отчетности (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Чеченской Республики от 04.09.2009, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2009, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что обязанность заинтересованного лица представлять учреждению отчетность по форме, утвержденной страховщиком, в установленный срок возникла с момента его регистрации.
В кассационной жалобе коллегия адвокатов просит отменить судебные акты. В обоснование жалобы указано, что Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ) не относит адвокатов к категории страхователей в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, коллегия адвокатов не представила учреждению в установленный срок расчетную ведомость. В связи с этим учреждение приняло решение от 20.02.2009 N 171 о привлечении к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ в виде 1 тыс. рублей штрафа за непредставление сведений.
Учреждение направило коллегии адвокатов требование от 20.02.2009 N 171 об уплате в добровольном порядке указанной суммы штрафа, которое оставлено без исполнения.
В связи с повторным совершением коллегий адвокатов аналогичного правонарушения в ее адрес направлено требование от 04.08.2009 N 2175 об уплате 5 тыс. рублей штрафных санкций.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении дела судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
Как следует из статьи 3 Федерального закона N 125-ФЗ, страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 17 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь обязан представлять страховщику отчетность по установленной страховщиком форме.
В абзаце 2 пункта 1 статьи 24 Федерального закона N 125-ФЗ указано, что страхователи обязаны ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представлять в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчетность по форме, установленной страховщиком.
Судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что приведенные нормы права не ставят обязанность страхователя по представлению отчетности в зависимость от наличия нанятых им работников, а обязывают юридических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве страхователя, представлять ее в установленные сроки страховщику.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ нарушение срока представления или непредставление страхователями отчетности влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. рублей.
Суд правомерно не принял во внимание ссылку коллегии адвокатов на Федеральный закон N 63-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 63-ФЗ адвокат обязан осуществлять страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности.
Федеральным законом от 03.12.2007 N 320-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"" действие подпункта 6 пункта 1 статьи 7 приостановлено до дня вступления в силу федерального закона, регулирующего вопросы обязательного страхования профессиональной ответственности адвокатов.
Пунктом 3 статьи 45 Федерального закона N 63-ФЗ предусмотрено, что до вступления в силу подпункта 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 63-ФЗ адвокат вправе осуществлять добровольное страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности.
Из анализа вышеуказанных нормативных положений следует, что обязанность юридических и физических лиц представлять в фонд отчетность законодатель связывает с наличием у них статуса страхователя.
Из устава заинтересованного лица видно, что его участниками являются адвокаты. Материалами дела подтверждается регистрация коллегии адвокатов в учреждении 17.05.2006 в качестве страхователя за номером 2000130276, что заинтересованным лицом не отрицается.
Таким образом, судом сделан правильный вывод о том, что обязанность организации представлять в отделение фонда отчетность по форме, утвержденной страховщиком (в данном случае - формы 4-ФСС РФ), в установленный срок возникла с момента такой регистрации.
Доводы коллегии адвокатов, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Вместе с тем судебными инстанциями не учтены следующие обстоятельства.
Согласно пункту 1 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение.
В соответствии с пунктом 4 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.
В силу пункта 5 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, привлекаемое к налоговой ответственности, имеет право в течение 10 дней со дня получения акта представить возражения по существу правонарушения.
По истечении данного срока руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение 10 дней рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение.
Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно (пункт 7 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 2 пункта 12 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Таким образом, рассмотрение материалов проверки и принятие решения по ним осуществляется в том месте и в то время, о которых извещен страхователь или его представитель, в присутствии страхователя или его представителя, или при наличии достаточных доказательств надлежащего уведомления страхователя о месте и времени рассмотрения материалов проверки.
В абзаце 7 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ указано на то, что привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации.
Аналогия в данном случае означает, что страховщик пользуется правами и несет обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, а страхователи наделяются правами налогоплательщиков (плательщиков сборов).
Суд не проверил соблюдение учреждением порядка привлечения коллегии адвокатов к ответственности. В деле отсутствуют акты проверок к решениям от 20.02.2009 и 04.08.2009, доказательства уведомления коллегии адвокатов о времени и месте рассмотрения актов проверок, что надлежит суду проверить при новом рассмотрении дела.
Кроме этого, суд не установил период, за который коллегия адвокатов не представила расчетную ведомость и наличие повторности совершения налогового правонарушения.
Поскольку суд не применил нормы материального права, подлежащие применению, судебные акты подлежат отмене.
В соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе исследовать доказательства, которые не были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, поэтому дело следует направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует проверить соблюдение учреждением требований статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации при привлечении коллегии адвокатов к ответственности по статье 19 Федерального закона N 125-ФЗ, истребовать акты проверок, доказательства уведомления коллегии адвокатов о времени и месте рассмотрения этих актов, установить период, в котором возникает обязанность представления расчетной ведомости, наличие в действиях коллегии адвокатов состава налогового правонарушения (первичного и повторного) и вынести законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 04.09.2009 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2009 по делу N А77-688/2009 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Чеченской Республики.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 марта 2010 г. по делу N А77-688/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело