Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 9 марта 2010 г. по делу N А32-13008/2008-33/225
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 июля 2009 г. N А32-13008/2008-33/225
Резолютивная часть постановления объявлена 9 марта 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 9 марта 2010 г.
ООО "Кубанское мясо" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Успенскому району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) от 30.05.2008 N 605.
Решением суда от 20.10.2008, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.04.2009, решение налоговой инспекции от 30.05.2008 N 605 признано недействительным как не соответствующее статье 44 и пункту 4 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебные акты мотивированы тем, что общество правомерно исчислило налог на добавленную стоимость в налоговой декларации за декабрь 2007 года и уплатило его в установленном размере. Факт получения обществом суммы налога в составе стоимости реализованной продукции в большем размере, чем предусмотрено законодательством, не влечет возникновение дополнительной обязанности по его уплате в бюджет.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.07.2009 решение суда от 20.10.2008 и постановление апелляционной инстанции от 16.04.2009 отменены, дело направлено на новое рассмотрение. Суд кассационной инстанции указал, что необходимо проверить расчет налоговой базы за спорный налоговый период и доводы участвующих в деле лиц в этой части, исследовать все представленные в материалы дела доказательства и устранить имеющиеся в этой части противоречия.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2009, решение налоговой инспекции признано недействительным в части доначисления 4 948 рублей 19 копеек налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за декабрь 2007 года, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Судебные акты мотивированы следующим: при реализации переработанной мясной продукции, изготовленной из закупленного у физических лиц и использованного для производства крупного рогатого скота, свиней и шпига необрезанного покупателям предъявлялись счета-фактуры, в которых НДС исчислялся по правилам пункта 1 статьи 154 Кодекса; разница между полученными с покупателей и перечисленными в бюджет суммами налога подлежит уплате в бюджет.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда, постановление апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы общество указывает, что в полном объеме выполнило обязательства по исчислению и уплате в бюджет сумм налогов с учетом содержания пункта 4 статьи 154, статьи 162 Кодекса. Заинтересованное лицо не доказало неисполнение обществом обязанности по уплате НДС в необходимом размере.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку налоговой декларации общества по НДС за декабрь 2007 года.
По результатам проверки налоговая инспекция составила акт от 22.04.2008 N 1322 и вынесла решение от 30.05.2008 N 605 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу предложено уплатить 208 695 рублей НДС.
В соответствии со статьями 137 и 138 Кодекса общество обжаловало решение налоговой инспекции в арбитражный суд.
Основанием принятия оспариваемого ненормативного акта послужили следующие обстоятельства. В декабре 2007 года общество закупило крупный рогатый скот, свиней и шпиг необрезанный на сумму 3 582 705 рублей. В тот же период переработанный товар (мясопродукция) отгружен покупателям на сумму 2 410 117 рублей 85 копеек. При этом общество выставляло счета-фактуры, в которых определяло сумму НДС с учетом полной стоимости сельскохозяйственной продукции согласно договорам или спецификациям и ставки 10 процентов.
В налоговой декларации за указанный период налоговая база определена в соответствии с правилами пункта 4 статьи 154 Кодекса, а налоговая ставка - по пункту 4 статьи 164 Кодекса, т. е. сумма налога, исчисленного к уплате в бюджет, составила 0 рублей ввиду отсутствия налогооблагаемой базы.
При повторном рассмотрении дела судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В силу общего правила, установленного пунктом 1 статьи 154 Кодекса налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Кодекса, без включения в них налога.
Пунктом 4 статьи 154 Кодекса установлено, что при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров), налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 40 Кодекса с учетом налога и без включения в нее налога с продаж, и ценой приобретения указанной продукции.
В силу пункта 4 статьи 164 Кодекса при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных статьей 162 Кодекса при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с пунктом 4 статьи 154 Кодекса сумма налога определяется расчетным методом, налоговая ставка - как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктами 2 или 3 настоящей статьи, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.
При реализации товаров налогоплательщик дополнительно к их цене (тарифу) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров соответствующую сумму налога, которая исчисляется по каждому виду этих товаров как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных в пункте 1 статьи 168 Кодекса цен (тарифов) (пункты 1, 2 статьи 168 Кодекса). Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 166 Кодекса).
Судебные инстанции установили, что общество при реализации продукции, изготовленной из закупленного у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС, крупного рогатого скота, свиней и шпига необрезанного, в счетах-фактурах предъявляло покупателям НДС к полной стоимости реализуемой продукции в соответствии с пунктом 1 статьи 154 Кодекса, однако в налоговых декларациях из реализации с учетом НДС исключалась стоимость приобретенного у физических лиц и использованного для производства крупного рогатого скота, свиней и шпига необрезанного.
Следовательно, при реализации переработанной мясной продукции, изготовленной из закупленного у физических лиц и использованного для производства крупного рогатого скота, свиней и шпига необрезанного покупателям предъявлялись счета-фактуры, в которых НДС исчислялся по правилам пункта 1 статьи 154 Кодекса. Налоговую базу налогоплательщик при этом исчислил по правилам пункта 4 статьи 154 Кодекса (НДС исчислил расчетным методом по ставке 10/110), и с учетом уплаты покупателями общества НДС, в полном объеме в бюджет налог общество не перечислило, что оно не оспаривает.
Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что общество излишне получило по счетам-фактурам с покупателей сельхозпродукции НДС в сумме 208 695 рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, в отношении товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса.
Исходя из этого правила, покупатели переработанной сельскохозяйственной продукции вправе предъявить к вычету суммы уплаченного НДС в размере, превышающем суммы НДС, подлежащего исчислению согласно пункту 4 статьи 154 и пункту 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Эта ситуация приведет к незаконному изъятию из бюджета не поступивших в него сумм налога.
Исходя из указанных обстоятельств, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2009 по делу N А32-13008/2008-33/225 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 марта 2010 г. по делу N А32-13008/2008-33/225
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело