Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 8 апреля 2010 г. по делу N А32-22539/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 6 апреля 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 8 апреля 2010 г.
Администрация муниципального образования город Краснодар (далее -администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к управлению Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (далее - регистрационная служба) о признании незаконным отказа от 22.06.2009 N 11-14/22160 в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0125029:25, расположенный по адресу: г. Краснодар, пос. Индустриальный, ул. Магаданская/ул. Питерская, 44/63 (далее - земельный участок), обязании управления внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.10.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку администрация не представила регистратору документ, являющийся основанием для возникновения права муниципальной собственности.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты как не соответствующие нормам материального права и принять новое решение об удовлетворении ее требования. Заявитель считает, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 для регистрации права муниципальной собственности достаточно представить заявление с указанием на нормативный акт, на основании которого возникло право муниципальной собственности. В качестве такого акта администрация сослалась на статью 19 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 10 статьи 3, пункт 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон). По мнению заявителя, поскольку в отношении заявленных земельных участков администрация на основании статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 50 устава муниципального образования город Краснодар осуществляет полномочия собственника, предусмотренные статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, муниципальное образование является собственником спорного земельного участка.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель администрации повторил доводы, изложенные в жалобе; представитель регистрационной службы просил оставить обжалованные судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей администрации и регистрационной службы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 22 апреля 2009 г. администрация обратилась в регистрационную службу с заявлением от 25.03.2009 N 3102/08 о государственной регистрации права муниципальной собственности на ряд земельных участков, в том числе земельный участок с кадастровым номером 23:43:0125029:25, расположенный по адресу: г. Краснодар, пос. Индустриальный, ул. Магаданская / ул. Питерская, 44/63.
18 мая 2009 г. управление направило в адрес администрации уведомление N 11-64/16596 о приостановлении государственной регистрации, указав на необходимость представления правоустанавливающих документов на спорный земельный участок.
Поскольку в установленный срок администрация не устранила причины, препятствующие государственной регистрации, в сообщении от 22.06.2009 N 11-14/22160 регистрационная служба на основании статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) уведомила администрацию об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок. Основанием для отказа в государственной регистрации права указано непредставление документа, на основании которого возникло право муниципальной собственности на земельный участок.
Администрация, считая, что отказ регистрационной службы не соответствует требованиям закона и нарушает ее права, обратилась с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Согласно статьям 25, 26 Закона о государственной регистрации права на земельные участки, в том числе право собственности, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подтверждаются документами в соответствии с данными законами и подлежат государственной регистрации в установленном ими порядке.
По мнению администрации, право муниципальной собственности на земельный участок возникло на основании статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3, пункта 3 статьи 3.1 Вводного закона.
Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Вводного закона в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В силу пункта 10 статьи 3 Вводного закона распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 данного закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если этим или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Судами правильно установлено, что спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Как видно из поданного регистратору заявления, администрация не указала объекты недвижимости, находящиеся на спорном земельном участке и принадлежащие муниципальному образованию, либо предоставление земельного участка муниципальному образованию, органам местного самоуправления или муниципальным организациям. Доказательства, подтверждающие наличие таких обстоятельств, администрацией не представлены и в материалы дела.
Ссылка заявителя на статью 11 Земельного кодекса Российской Федерации правомерно отклонена судами, поскольку наделение органов местного самоуправления полномочиями по распоряжению и управлению земельными участками не влечет изменение правового режима земель, находящихся в государственной собственности.
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно статье 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Указанные документы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав, содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права (пункт 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации).
В соответствии со статьей 30.1 Закона о государственной регистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю. Данный перечень предусматривает представление документов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу местного самоуправления.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Администрация не представила доказательства включения спорного земельного участка в реестр муниципальной собственности.
В силу пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным законом для государственной регистрации прав.
Решение регистрационной службы об отказе в государственной регистрации права в отсутствие документов, подтверждающих включение спорного земельного участка в реестр муниципальной собственности либо иных предусмотренных законом правоустанавливающих документов, является правильным.
Таким образом, вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявления о признании недействительным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок соответствует установленным по делу обстоятельствам и приведенным нормам права.
Все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им дана правильная правовая оценка. В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для переоценки этих обстоятельств у суда кассационной инстанции не имеется.
Основания для отмены или изменения обжалованных судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.10.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2010 по делу N А32-22539/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю. Данный перечень предусматривает представление документов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу местного самоуправления.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
...
В силу пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным законом для государственной регистрации прав."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 апреля 2010 г. по делу N А32-22539/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело