Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 22 апреля 2010 г. по делу N А20-1602/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2010 г.
ООО "Торгово-промышленная компания "АнКар"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением МУ "Местная администрация Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики" (далее - администрация) о признании незаконным отказа администрации в предоставлении обществу на праве собственности земельного участка, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нарткала, ул. Горького 1, площадью 13 342 кв. м (письмо от 20.04.2009 N 2-05/453); признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка и ненаправлении проекта договора купли-продажи земельного участка; обязании администрации принять решение о предоставлении обществу в собственность земельного участка площадью 13 342 кв. м и направить в адрес общества проект договора купли-продажи указанного земельного участка (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.10.2009 требования общества удовлетворены со ссылкой на несоответствие отказа администрации нормам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушение права и интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку общество является собственником имущественного комплекса консервного завода, расположенного по адресу: г. Нарткала, ул. Горького, 1, на испрашиваемом земельном участке. Суд указал, что документы, представленные обществом, позволяли администрации принять решение о предоставлении земельного участка в собственность.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2010 решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.10.2009 отменено. Судебный акт мотивирован тем, что общество не представило в администрацию документы, предусмотренные пунктами 1, 5, 6 Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - перечень). Кроме того, обществу необходимо представить в администрацию именно кадастровый паспорт, а не кадастровый план земельного участка. Представление обществом неполного пакета документов допускает вероятность принятия администрацией неверного (незаконного) решения по результатам рассмотрения заявления о предоставлении прав на земельный участок, поскольку в таком решении могут содержаться неполные, неточные, искаженные сведения.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционной инстанции, решение арбитражного суда оставить в силе. В обоснование своих требований заявитель указывает, что администрации были переданы все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка обществу в собственность. Вывод суда апелляционной инстанции о том, что общество не представило кадастровый паспорт, а также копии документа, подтверждающего личность представителя юридического лица, не могут служить основанием для отказа, поскольку общество представило копию паспорта представителя в администрацию с заявлением о выкупе от 31.03.2009 и кадастровый план. Кроме того, администрация располагала документом, подтверждающим личность представителя еще при заключении договора аренды от 27.10.2004 N 125. Предоставленный кадастровый план является доказательством существования земельного участка и установления его территориальных границ.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель администрации выступил против их удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационную жалобу надлежит удовлетворить.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации г. Нарткала от 26.10.2004 N 566 обществу в аренду предоставлен земельный участок общей площадью 13 342 кв. м, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Урванский район, г. Нарткала, ул. М. Горького, 1.
На основании данного постановления общество и администрация заключили договор аренды земельного участка от 27.10.2004 N 125, согласно которому названный земельный участок предоставлен обществу в аренду сроком по 27.10.2011.
Земельный участок общей площадью 13 342 кв. м с кадастровым номером 07:07:01 02 22:0006 представляет собой огороженную территорию бывшего консервного завода. Согласно техническому паспорту на данном земельном участке общей площадью 13 342 кв. м расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности обществу: производственные здания (литера А) площадью 344,7 кв. м и (литера А1) площадью 187,5 кв. м.
31 марта 2009 года общество обратилось в администрацию с заявлением о приватизации названного земельного участка.
Письмом от 20.04.2009 N 2-05/453 администрация сообщила, что вопрос о выкупе (приватизации) земельного участка будет рассмотрен по истечении срока аренды.
Полагая, что отказ администрации в выкупе земельного участка является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, действий (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370. Данным перечнем предусмотрено предоставление копии документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего перечня, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и кадастровый паспорт земельного участка.
Обществом к заявлению о приватизации земельного участка от 31.03.2009 приложены: постановление главы администрации г. Нарткала от 26.10.2004 N 566; кадастровый план земельного участка; договор аренды; справка об отсутствии задолженности по арендной плате; свидетельство о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости; устав; свидетельство о государственной регистрации юридического лица, о постановке на учет в налоговом органе.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решения суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, ошибочно указывает на то, что обществу необходимо представить в администрацию кадастровый паспорт, а не кадастровый план земельного участка, поскольку с заявлением о приватизации земельных участков (с приложением кадастрового плана земельного участка) общество обратилось 31.03.2009, то есть после вступления в законную силу Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Кадастровый план спорного земельного участка изготовлен обществом в 2004 году при заключении договора аренды земельного участка, т.е. до вступления в законную силу Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ. Выданный уполномоченным органом кадастровый план земельного участка является доказательством существования земельного участка и установления его территориальных границ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 47 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровые планы, технические паспорта и иные документы, которые содержат описания объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах общество правомерно предоставило администрации вместе с заявлением на выкуп земельного участка кадастровый план.
Кроме того, письмом от 20.04.2009 администрация сообщила обществу о том, что вопрос о выкупе земельного участка будет рассмотрен после истечения срока действия договора аренды, т.е. после 2011 года. Другой мотивировки отказ в выкупе земельного участка по заявлению общества не содержал. Доказательств истребования у общества документов, на которые ссылается суд апелляционной инстанции (кадастровый паспорт), администрация не представила.
Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики обоснованно пришел к выводу о правомерности требований, заявленных обществом. Земельный участок площадью 13 342 кв. м индивидуализирован и используется обществом для целей своей деятельности в полном объеме. Согласно приложению N 3 к договору аренды от 21.10.2007, целевое назначение всего земельного участка определено как "для производственных целей". Спорный земельный участок представляет собой огороженную территорию бывшего консервного завода, на котором расположены объекты недвижимого имущества (производственные здания), принадлежащие обществу на праве собственности.
Таким образом, администрация обязана принять решение о предоставлении спорного земельного участка обществу в собственность за выкуп и подготовить проект договора купли-продажи, который направить обществу.
Следовательно, решение от 23.10.2009 надлежит оставить в силе.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2010 по делу N А20-1602/2009 отменить.
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.10.2009 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 апреля 2010 г. по делу N А20-1602/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело