Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 22 апреля 2010 г. по делу N А32-31408/2009-51/398
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2010 г.
Открытое акционерное общество "Магнит" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по городу Краснодару (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решений инспекции от 13.04.2009 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 24.06.2009 N 14574 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.
Решением суда от 10.11.2009, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.02.2010, заявленные обществом требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что налоговая инспекция в нарушение пункта 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации не известила надлежащим образом общество о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Бухгалтер общества не имел доверенности на представление интересов общества в налоговом органе, в том числе на получение документов.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты. По ее мнению, выводы суда о процессуальных нарушениях, допущенных налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки, оформлении и рассмотрении ее результатов, являются ошибочными. Инспекция обеспечила обществу возможность участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки и не нарушила пункт 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель общества просил оставить судебные акты без изменения, как вынесенные в соответствии с законодательством.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена проверка уточненной налоговой декларации общества по налогу на прибыль за 2007 год.
По результатам проверки составлен акт камеральной налоговой проверки от 18.03.2009 N 19-47/1345 и вынесено решение от 13.04.2009 N 19-31/10597 (N 10623). Названным решением общество привлечено к налоговой ответственности в соответствии с частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 108 365 рублей 60 копеек.
На основании решения в адрес общества направлено требование по состоянию на 28.05.2009 N 2231 об уплате штрафа по налогу на прибыль в размере 108 365 рублей 60 копеек до 18.06.2009.
В связи с неисполнением обществом данного требования в установленный срок инспекцией вынесено решение от 24.06.2009 N 14574 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.
Не согласившись с решениями инспекции от 13.04.2009 и 24.06.2009, общество обратилось в арбитражный суд.
В силу положений пункта 1 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушений рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 Кодекса.
На основании положений пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
При этом, согласно пункту 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
По пункту 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен: объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению; установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении; в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя; разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности; вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 7 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации).
Выполнение установленного законодательством о налогах и сборах порядка привлечения к ответственности является гарантией соблюдения прав и законных интересов заинтересованных лиц и предоставляет контролирующему органу возможность всесторонне и объективно исследовать обстоятельства совершенного правонарушения.
Пункт 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.
Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (пункты 1 и 3 статьи 29 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.
Судами первой и апелляционной инстанции правильно установлен факт рассмотрения налоговым органом материалов камеральной налоговой проверки в отсутствие представителя общества, не извещенного о времени и месте их рассмотрения, исходя из следующего.
В решении инспекции от 13.04.2009 указано, что общество извещено о рассмотрении материалов проверки уведомлением от 18.03.2009 N 19-35/1414. Из данного уведомления следует, что оно получено 19.03.2009 бухгалтером Сиваковой И.В., что подтверждается ее подписью. Однако суд установил, что доверенность на представление интересов общества в налоговом органе и получение документов у бухгалтера отсутствовала.
Таким образом, поскольку инспекцией нарушена процедура рассмотрения материалов налоговой проверки, решение инспекции от 13.04.2009 о привлечении общества к налоговой ответственности подлежит признанию недействительным. В связи с тем, что решение от 13.04.2009 явилось основанием для направления требования N 2231 об уплате налога, сбора, пени штрафа по состоянию на 28.05.2009, и на основании данного требования вынесено решение от 24.06.2009 N 14574 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, оно также подлежит признанию недействительным.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, установлены судом первой и апелляционной инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.11.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2010 по делу N А32-31408/2009-51/398 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 апреля 2010 г. по делу N А32-31408/2009-51/398
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело