Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 17 мая 2010 г. по делу N А32-48296/2009-66/853
(извлечение)
См. также постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 февраля 2011 г. по делу N А32-23222/2010, от 3 марта 2011 г. по делу N А32-24151/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2010 г.
Профсоюзное лечебно-оздоровительное учреждение "Санаторий "Кавказ"" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к МРИФНС России N 8 по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 18.09.2009 N 14-12/49458/49458 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде взыскания 816 509 рублей 60 копеек штрафа, 232 479 рублей 38 копеек пеней, недоимки за 2006 - 2007 годы в общей сумме 2 041 274 рублей и обязании налогового органа осуществить возврат списанных денежных средств с расчетного счета учреждения на основании решения от 18.09.2009 N 14-12/49458/49485 (с учетом уточненных требований, заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 08.12.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.03.2010, заявленное требование удовлетворено.
Судебные акты мотивированы неправомерностью доначисления учреждению земельного налога в связи с тем, что органом местного самоуправления не доведены до него сведения о кадастровой стоимости земельного участка. Налогоплательщик до подачи уточненных налоговых деклараций по налогу на землю уплатил недостающие суммы налога, пеней за 2006 - 2007 годы.
Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить. Заявитель полагает, что налогоплательщик уплатил недостающие суммы налога и соответствующие ей пени после подачи уточненных деклараций по земельному налогу за 2006 - 2007 годы (20.05.2009). Тем самым он совершил виновное противоправное деяние, за которое пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлена ответственность в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных или не полностью уплаченных сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия). Налогоплательщик имел возможность самостоятельно исчислить и уплатить земельный налог за 2006 - 2007 годы в полном объеме, уточнив при необходимости кадастровую стоимость на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0304 006: 122 на 2006 - 2007 год. Учреждением не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 19.05.2009 учреждение представило по телекоммуникационным каналам связи уточненные декларации по земельному налогу за 2006 - 2007 годы. Налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку представленных деклараций, по итогам которой составила акт от 26.08.2009 N 14/13362/13381 и вынесла решение от 18.09.2009 N 14-12/49458/49485 о привлечении учреждения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса в виде взыскания 816 509 рублей 60 копеек штрафа, 232 479 рублей 38 копеек пеней и 2 041 274 рублей недоимки за 2006 - 2007 годы.
По мнению налогового органа, учреждение не уплатило до 19.05.2009, до подачи уточненных деклараций по земельному налогу за 2006 - 2007 годы, недостающие суммы налога и соответствующие ей пени, а уплатило их только 20.05.2009.
Учреждение в порядке статей 137 и 138 Кодекса обратилось в арбитражный суд с заявлением об обжаловании решения налогового органа.
Удовлетворяя требования учреждения, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 1 статьи 388 Кодекса плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что учреждению принадлежат на праве постоянного бессрочного пользования: земельный участок, расположенный по адресу: г. Сочи, ул. Шоссейная, 2, с кадастровым номером 23:49:0000000:35, с разрешенным использованием - "Для размещения и эксплуатации комплекса санатория "Кавказ"" с кадастровой стоимостью в 2006 - 2007 годах - 280 511 216 рублей (госакт КК-2 N 426000 77С); земельный участок, расположенный по адресу: г. Сочи, ул. Железнодорожная, д. 14, с кадастровым номером 23:49:0304006:122, с разрешенным использованием - "Для пляжного хозяйства санатория "Кавказ" с кадастровой стоимостью в 2006 - 2007 годах - 68 042 442 рубля 50 копеек (госакт КК-2 N 426000 77С).
Суд правомерно отклонил довод налогового органа о том, что учреждение не исчислило земельный налог за 2006 - 2007 годы по земельному участку, расположенному по адресу: г. Сочи, ул. Железнодорожная, д. 14, с кадастровым номером 23:49:0304006:122.
В силу пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 Кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 указанной статьи).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Таким образом, общество обязано самостоятельно исчислить земельный налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая доводится до его сведения в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10).
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно статье 47 (части 1 - 3) Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
На территории муниципального образования город-курорт Сочи в 2006 - 2007 годах ставки земельного налога, сроки уплаты налога и авансовых платежей, налоговые льготы регламентируются Решением городского собрания г. Сочи от 21.11.2005 N 348 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город-курорт Сочи" (далее - Решение).
На основании пунктов 12, 13, 14, 15 Решения кадастровая стоимость должна быть доведена до сведения налогоплательщиков.
Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" опубликовано в газете "Новости Сочи" от 13.03.2009 N 37 без приложений N 2 - состав видов разрешенного использования, и таблицы среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Краснодарского края, пунктом 8 таблицы определена кадастровая стоимость земельных участков, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения по городу-курорту Сочи.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает обоснованным вывод суда о недоказанности факта официального опубликования сведений о кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных в установленном порядке.
Суд проверил довод налоговой инспекции о несвоевременной оплате земельного налога до подачи уточненных деклараций и установил, что платежные поручения от 19.05.2009 N 142 на сумму 4 207 668 рублей, от 19.05.2009 N 144 - 788 711 рублей 59 копеек, от 19.05.2009 N 143 - 355 105 рублей 77 копеек, от 19.05.2009 N 141 - 4 207 668 рублей отправлены в банк 19.05.2009 по электронной почте, однако исполнены кредитным учреждением только 20.05.2009 в 09.00 минут.
В соответствии с пунктом 2 статьи 60 Кодекса поручение налогоплательщика может быть исполнено банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения.
Согласно пункту 3 статьи 45 Кодекса обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Поскольку у учреждения при направлении им 19.05.2009 поручения банку имелись достаточные денежные средства, вывод суда об уплате налогоплательщиком до подачи уточненной налоговой декларации по налогу на землю недостающих суммы налога, пеней за 2006 - 2007 годы основан на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам.
Уплата налогоплательщиком сумм налогов и пеней до подачи в налоговый орган уточненных деклараций в силу подпункта 1 пункта 4 статьи 81 Кодекса является основанием для его освобождения от ответственности по статье 122 Кодекса за неполную уплату налога.
Довод кассационной жалобы о несоблюдении учреждением установленного порядка досудебного урегулирования спора подлежит отклонению, поскольку из имеющихся в материалах дела доказательств усматривается, что налогоплательщик обжаловал решение налоговой инспекции в вышестоящий налоговый орган в день обращения с соответствующим заявлением в арбитражный суд, что не противоречит пункту 5 статьи 101.2 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 138 Кодекса акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено статьей 101.2 Кодекса.
Пунктом 5 статьи 101.2 Кодекса решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.
Материалами дела подтверждено, что налогоплательщик подал апелляционную жалобу на решение налогового органа от 18.09.2009 N 14-12/49458/49485 в Управление ФНС России по Краснодарскому краю. Жалоба поступила в вышестоящий налоговый орган 27.10.2009. Заявление учреждения в арбитражный суд поступило также 27.10.2009.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы явились предметом исследования судебных инстанций при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суд оценил с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что противоречит требованиям статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.12.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2010 по делу N А32-48296/2009-66/853 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 мая 2010 г. по делу N А32-48296/2009-66/853
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело