Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 1 июня 2010 г. по делу N А22-2693/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 1 июня 2010 г.
ЗАО "Вэб Медиа Сервисез" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Калмыкия (далее - управление, административный орган) о признании недействительным предписания от 26.11.2009 N П-61400-08Т-02/0044.
Решением суда от 25.02.2010 заявленное требование общества удовлетворено. Судебный акт мотивирован тем, что возложенная на общество обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к услугам связи является невыполнимой.
В кассационной жалобе управление просит решение суда отменить, а дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, решение суда вынесено на основании неполного выяснения обстоятельств, имеющих существенное значение для дела. В Российской Федерации гарантируется оказание универсальных услуг связи, оператор связи, оказывающий универсальные услуги связи, несет дополнительные обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Одним из таких обязательств является выполнение постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 N 241 "О мерах по организации оказания универсальных услуг об обеспечении условий для беспрепятственного доступа инвалидов к местам оказания универсальных услуг связи" (далее - постановление N 241). Общество и федеральное агентство заключили договор на оказание универсальных услуг связи по передаче данных и представлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа, условиями договора на общество возложена обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к местам оказания универсальных услуг связи.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав представителя управления, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, с 12.11.2009 по 26.11.2009 управление провело внеплановую проверку деятельности общества на соответствие обязательных требований в сфере связи.
Согласно договору от 14.11.2007, заключенному администрацией Троицкого СМО с обществом, последний оказывает услуги связи в помещении, расположенном по адресу: Республика Калмыкия, Целинный район, с. Троицкое, ул. Пушкина, 1а, 2-й этаж.
По результатам проверки деятельности общества административный орган составил акт от 26.11.2009 N 61400-08Т-02/0113, в котором указал на нарушение обществом требований пункта 7 постановления N 241.
Административный орган вынес предписание от 26.11.2009 N П-61400-08Т-02/0044, согласно которому обществу надлежит устранить до 28.12.2009 выявленные нарушения, заключающиеся в отсутствии в пункте коллективного доступа (далее - ПКД), расположенном по адресу: Республика Калмыкия, с. Троицкое, ул. Пушкина, д. 1а, условий для беспрепятственного доступа инвалидов.
Общество, не согласившись с вынесенным предписанием, обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), пунктом 7 постановления N 241 на общество как на оператора связи возложена обязанность создавать условия для реализации инвалидам своих прав на услуги связи путем обеспечения доступа к местам оказания услуг связи и местам их оплаты на объектах связи.
Согласно статье 46 Закона о связи оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Пункт 2 статьи 46 Закона о связи направлен на социальную защиту инвалидов и обеспечение для них возможностей пользоваться услугами связи наряду с другими гражданами. На оператора связи возлагается обязанность создавать условия для реализации инвалидами своих прав на услуги связи путем обеспечения доступа к местам оказания услуг связи и местам их оплаты на объектах связи. Данная норма по своей сути декларативна и без ее детализации в других нормативных правовых актах не реализуется, поскольку текст Закона не дает представления, что следует понимать под созданием условий для беспрепятственного доступа и каковы критерии, по которым можно определить достаточность созданных условий (наличие специальных съездов, близость к остановкам общественного транспорта, ширина проходов и т. д.).
Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" регулируются вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
В частности, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Между тем государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусмотренных на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Федеральное законодательство предусмотрело отнесение расходов на проведение указанных мероприятий за счет бюджетов всех уровней.
В силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство путей сообщения Российской Федерации, Министерство связи Российской Федерации совместно с Министерством строительства Российской Федерации и по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации должны были утвердить в 1997 году нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к средствам связи и общественного пассажирского транспорта. Однако такие нормативные акты утверждены не были.
Суд обоснованно указал, что под предписанием следует понимать обязательный для исполнения письменный документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени государственного органа юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, должностному лицу или гражданину, содержащий законные требования по устранению выявленных нарушений в области связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в установленный срок.
Характерными признаками предписания является его законность и исполнимость. Под исполнимостью понимается наличие реальной возможности и обязанности у правонарушителя устранить в указанный срок выявленное нарушение.
В своем предписании управление возложило на общество обязанность по устранению нарушения, выразившегося в отсутствии условий для беспрепятственного доступа инвалидов к местам оказания услуг связи и местам их оплаты на объектах связи. Однако в предписании не содержится конкретного вида нарушения, которое должно быть устранено в установленный срок, и не исследован вопрос о наличии реальной возможности осуществления такого доступа.
С учетом анализа рассмотренных норм права суд правомерно сделал вывод о недействительности предписания административного органа в связи с невозможностью его исполнения.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда, им дана правильная правовая оценка, поэтому основания для отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Нормы права при рассмотрении дела применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения суда (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.02.2010 по делу N А22-2693/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 июня 2010 г. по делу N А22-2693/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело