Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 31 мая 2010 г. по делу N А32-20280/2007
(извлечение)
См. также постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 марта 2010 г. по делу N А32-9663/2009, от 23 сентября 2010 г. по делу N А32-20280/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2010 г.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (далее управление) обратилось в арбитражный суд с иском к конкурсному управляющему ГППР "Краснооктябрьский" (далее - предприятие) об исключении из конкурсной массы рисовой оросительной системы общей площадью 1349 г.а, расположенной по адресу: г. Темрюк, пос. Красный Октябрь.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Янтарь" (в настоящее время переименовано в ООО "Прогресс"), Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю" и его Темрюкский филиал.
Решением от 26.01.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.02.2010, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы тем, что рисовая оросительная система предприятия является неотъемлемой частью государственной мелиоративной системы, осуществляющей межхозяйственное водораспределение, и в соответствии с пунктом 2.1.10 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и статьей 11 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (далее - Закон о мелиорации земель) не подлежит включению в конкурсную массу.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить решение и постановление апелляционного суда и отказать в иске. По мнению заявителя, рисовая оросительная система относится к ограниченно оборотоспособным объектам, подлежащим реализации на закрытых торгах, в связи с чем не может быть исключена из конкурсной массы. Дело рассмотрено без выяснения пообъектного состава имущества, в то время как оросительная система предприятия является внутрихозяйственной мелиоративной системой. Судебные акты носят декларативный характер и не могут быть исполнены в связи с неправильным указанием площади объекта. Судебные акты по делу NА32-16073/2005 не являются преюдициальными для настоящего спора, поскольку в нем участвовали другие лица. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу NА32-9663/2009 действия управления по включению в реестр федеральной собственности имущества предприятия признаны незаконными. У истца отсутствует материальное право на предъявление настоящего иска.
В отзывах на кассационную жалобу ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю" и Темрюкский филиал просят оставить судебные акты без изменения, указывая, что оросительная система предприятия является частью государственной мелиоративной системы, технологическое единство которой должно быть сохранено.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 27.05.2010 до 16 часов 00 минут 31.05.2010. Информация о перерыве опубликована на сайте Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа в сети Интернет.
В судебном заседании конкурсный управляющий предприятия и его представитель поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель управления просил судебные акты оставить без изменения, представитель ООО "Прогресс" оставил решение вопроса на усмотрение суда.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, ответчик является государственным предприятием. Согласно выписке из реестра федерального имущества и перечню недвижимого имущества, находящегося на балансе предприятия, в реестр федерального имущества внесена рисовая система, расположенная по адресу: г. Темрюк, пос. Красный Октябрь.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2004 по делу NА32-22935/2003 предприятие признано несостоятельным (банкротом) и в отношении его открыто конкурсное производство. В ходе конкурсного производства имущество предприятия, в том числе рисовая система, включено в конкурсную массу и передано на реализацию с торгов.
Полагая, что в состав конкурсной массы для последующей реализации незаконно включено федеральное имущество, не подлежащее приватизации, управление обратилось с иском в арбитражный суд.
В силу пункта 2.1.10 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" запрещена приватизация водохозяйственных и мелиоративных систем и сооружений, находящихся в федеральной собственности.
Согласно статье 10 Закона о мелиорации земель мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В силу статьи 11 Закона о мелиорации земель к федеральной собственности относятся государственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, размещенные на территории одного или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, осуществляющие межрегиональное и (или) межхозяйственное водораспределение и построенные (строящиеся) за счет средств федерального бюджета, а также использующиеся для осуществления полномочий Российской Федерации, установленных данным законом. Государственные мелиоративные системы и находящиеся в государственной собственности отдельно расположенные гидротехнические сооружения, объекты и другое имущество организаций по эксплуатации мелиоративных систем и надзору за мелиоративным состоянием земель не могут быть переданы в собственность граждан (физических лиц) и юридических лиц.
Суды, исследовав обстоятельства дела и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, установили следующее. Согласно пояснениям Темрюкского филиала ФГУ "Управления мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю" внутрихозяйственная оросительная система предприятия (до 1990 года совхоз "Курчанский") входит в состав Темрюкской рисовой оросительной системы, общая площадь которой составляет 6278 г.а. Система построена по проекту института "Кубаньгипроводхоз" и введена в эксплуатацию в 1973 году. Ирригированный фонд распределяется следующим образом: предприятие - 3854 г.а, ГП р/с "Правобережный" - 2424 г.а. Рисовая система состоит из рисовых чеков, межхозяйственной мелиоративной сети (насосные станции, каналы, гидротехнические сооружения), внутрихозяйственной мелиоративной сети (каналов, гидротехнических сооружений), которая подает и отводит поливную воду непосредственно на рисовые чеки. Рисовая система не является автономной по характеру ее функционирования, а представляет единый инженерно-мелиоративный комплекс, нормальная работа его элементов влияет на состояние составляющих всего комплекса. Элементы оросительной системы (каналы, сооружения, насосные станции, дороги и т. д.) межхозяйственного значения находятся на балансе ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю", а внутрихозяйственные в 1992 году переданы колхозам и совхозам.
В общей пояснительной записке, составленный ОАО "Проектно-изыскательский институт "Кубаньводпроект"" указано, что рисовая система площадью 3854 г.а входит в состав Темрюкской (Правобережной) оросительной системы и строилась в 1967 - 1973 годы, эксплуатирующая организация - Темрюкский филиал ФГУ "Кубаньмелиоводхоз"; реконструкция оросительной системы проводилась в 1970 - 1990 годы как реконструкция мелиоративного состояния системы совхоза "Правобережный" и одновременно совхоза "Курчанский".
Заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации в письме от 19.08.2008 N АС-20/5010 разъяснил, что рисовая оросительная система предприятия является частью Темрюкской государственной рисовой оросительной системы (т. 1, л. д. 55, 56).
Названные обстоятельства подтверждаются также планом-схемой Темрюкской рисовой оросительной системы, из которой следует, что рисовая оросительная система предприятия представляет комплекс взаимосвязанных между собой гидротехнических сооружений, функционирование каждого из которых обеспечивает нормальное функционирование всей системы в целом. Строительство Темрюкской рисовой оросительной системы осуществлялось за счет средств государственного бюджета; в 1992 году элементы внутрихозяйственной системы переданы с баланса Темрюкского производственно-ремонтного объединения на баланс рисосовхоза "Краснооктябрьский". Согласно акту от 1992 года предприятию передана оросительная система площадью 3854 г.а с пообъектным указанием. Суды установили, что рисовая система расположена на земельном участке площадью 6589,88 г.а, предоставленном совхозу "Курчанский" в бессрочное пользование.
Апелляционный суд отклонил ссылку ответчика на инвентарные карточки, поскольку они не подтверждают принадлежности рисовой оросительной системы к индивидуальной мелиоративной системе: карточки составлены не на момент ввода построенного объекта в эксплуатацию, основания постановки на учет не указаны, карточки не подписаны лицом, в полномочия которого входило их составление. Кроме того, инвентарные карточки на объекты, входящие в состав рисовых оросительных систем, которые можно было бы идентифицировать по назначению (межхозяйственные объекты или индивидуальные), не представлены. Акт передачи рисовой системы подтверждает, что совхоз получил готовую систему, построенную за государственный счет.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2006 по делу N А32-16703/2005 подтвержден федеральный уровень собственности земельного участка площадью 13 605 218 кв. м с кадастровым номером 23:30:13 03 000:0020, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах предприятия. При рассмотрении данного дела суды установили, что этот земельный участок выделен из земельного участка площадью 6347 г.а, предоставленного предприятию в постоянное (бессрочное) пользование для сельскохозяйственного производства; право распоряжения земельным участком площадью 6347 г.а принадлежит управлению, поскольку на нем расположено имущество, являющееся федеральной собственностью; имущество предприятия образовано за счет бюджетных средств, находится у него в хозяйственном ведении и внесено в реестр федеральной собственности.
В соответствии со статьей 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное Законом имущество.
Поскольку рисовая оросительная система предприятия является неотъемлемой частью государственной мелиоративной системы и в силу Закона не подлежит приватизации, суды правомерно удовлетворили иск.
Довод заявителя о том, что спорная рисовая система подлежит реализации на закрытых торгах как имущество, ограниченное в обороте, следует отклонить. Рисовая оросительная система подлежит исключению из имущества, выставленного на торги в силу установленного законом запрета на ее приватизацию. Довод заявителя о том, что суд не установил пообъектный состав спорного имущества, не выяснил, какая часть оросительной системы относится к межхозяйственной, а какая - к индивидуальной (внутрихозяйственной), несостоятелен. Суды установили, что рисовая оросительная система предприятия является частью Темрюкской государственной рисовой оросительной системы. Ответчик вывод судов документально не опроверг. Довод конкурсного управляющего о том, что судебные акты по делу N А32-16073/2005 не являются преюдициальными для настоящего спора, поскольку в нем участвовали другие лица, не обоснован. По названному делу удовлетворен иск управления к администрации Краснодарского края и Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании недействительным зарегистрированного права собственности Краснодарского края на земельный участок площадью 13 605 218 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах предприятия с кадастровым номером 23:30:13 03 000:0020, на том основании, что земельный участок является федеральной собственностью, так как предоставлен предприятию, имущество которого относится к федеральной собственности.
Довод о неправильном указании площади объекта был предметом оценки апелляционного суда и правомерно отклонен. Истцом заявлено требование об изъятии рисовой системы общей площадью 1349 г.а. Апелляционный суд оценил указание площади как техническую ошибку, поскольку установил, что площадь рисовой системы составляет 3854 г.а, а величина 1349 в перечне объектов недвижимости предприятия, являющимся приложением к карте учета федерального имущества, обозначена в качестве кадастрового (условного) номера, а не площади оросительной системы. Ответчик не представил доказательств иной площади. Ссылка ответчика на решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-9663/2009 о признании незаконными действий управления по включению в реестр федерального имущества предприятия и обязании управления исключить из реестра федерального имущества предприятие несостоятельна, поскольку постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.03.2010 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.11.2009 по делу N А32-9663/2009 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Основания для изменения или отмены решения и постановления апелляционного суда, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.01.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 по делу N А32-20280/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод о неправильном указании площади объекта был предметом оценки апелляционного суда и правомерно отклонен. Истцом заявлено требование об изъятии рисовой системы общей площадью 1349 г.а. Апелляционный суд оценил указание площади как техническую ошибку, поскольку установил, что площадь рисовой системы составляет 3854 г.а, а величина 1349 в перечне объектов недвижимости предприятия, являющимся приложением к карте учета федерального имущества, обозначена в качестве кадастрового (условного) номера, а не площади оросительной системы. Ответчик не представил доказательств иной площади. Ссылка ответчика на решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-9663/2009 о признании незаконными действий управления по включению в реестр федерального имущества предприятия и обязании управления исключить из реестра федерального имущества предприятие несостоятельна, поскольку постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.03.2010 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.11.2009 по делу N А32-9663/2009 отменено, дело направлено на новое рассмотрение."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 мая 2010 г. по делу N А32-20280/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело
Хронология рассмотрения дела:
30.08.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7012/18
20.06.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8072/18
23.04.2018 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-20280/07
23.09.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А32-20280/2007
31.05.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А32-20280/2007
26.01.2009 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-20280/07