Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 27 мая 2010 г. по делу N А32-38227/2009-5/817
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2010 г.
ОАО "Рассвет" (далее - общество, предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Краснодарскому региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации в лице территориального филиала N 14 (далее - учреждение, административный орган) признать недействительными следующие документы:
- решение от 14.09.2009 N 93н/с о привлечении общества к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- акт документальной выездной проверки по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 07.08.2009 N 93н/с, протокол от 09.09.2009 (с учетом уточнений заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.12.2009 требование о признании незаконным решения удовлетворено, в остальной части заявленных требований обществу отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что общество вносило страховые взносы в полном размере, так как оно правильно определило код Основной классификации видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) своей основной деятельности - 75.22. Общество при расчете размера страховых взносов использовало правильный тариф для начисления страховых взносов и класс опасности. В удовлетворении требований в оставшейся части суд отказал обществу, поскольку оно не доказало, каким образом акт и протокол нарушают его права.
Постановлением апелляционной инстанции от 31.03.2010 решение суда от 16.12.2009 отменено. В удовлетворении заявленных требований обществу отказано. Судебный акт мотивирован тем, что общество необоснованно производило начисление страховых взносов в связи с неверным определением классов профессионального риска по осуществляемым видам деятельности кода по ОКВЭД.
В кассационной жалобе общество просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Податель жалобы указывает, что судебный акт принят по неполно исследованным обстоятельствам дела. По результатам предыдущих проверок за 2004 - 2007 годы учреждением не обжаловался используемый обществом код ОКВЭД. Административный орган не представил доказательств, подтверждающих наличие оснований для изменения вида деятельности предприятия.
Отзыв на кассационную жалобу учреждение не представило.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, с 13.07.2009 по 15.07.2009 учреждение провело проверку общества по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств с 01.01.2007 по 31.05.2009.
В результате проверки административный орган пришел к выводу о неверном определении обществом классов профессионального риска по осуществляемым видам деятельности и определения кода по ОКВЭД.
Неверные тариф и класс профессионального риска применены обществом в связи с тем, что оно классифицировало свою деятельность, от которой получен наибольший доход - производство продукции растениеводства и животноводства (преимущественно разведение свиней), по коду ОКВЭД 75.22 "деятельность, связанная с обеспечением безопасности" (класс профессионального риска 1, размер страхового тарифа 0,2%). По мнению учреждения, деятельность общества должна быть классифицирована по кодам ОКВЭД 01.23 "разведение свиней" (класс профессионального риска 11, размер страхового тарифа 1,2%) и 01.11.1 "выращивание зерновых и зернобобовых культур" (класс профессионального риска 17, размер страхового тарифа 2,1%).
Результаты проверки оформлены актом от 07.08.2009.
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений общества на акт проверки административный орган вынес решение от 14.09.2009 N 93 н/с, которым обществу доначислено 842 900 рублей страховых взносов, 114 645 рублей 64 копейки пени на недоимку по страховым взносам. Общество привлечено к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), за неуплату или неполную уплату сумм налога по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации взыскано 166 202 рубля 87 копеек.
В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало решение инспекции в арбитражный суд.
Согласно статьей 22 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан уплачивать страховые взносы, которые рассчитываются исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Согласно статье 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 предусмотрено, что отнесение видов экономической деятельности страхователей к классам профессионального риска осуществляется страховщиком до 01.01.2006 в соответствии с классификацией, являющейся приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 31.08.1999 N 975 "Об утверждении Правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска" (далее - Правила), и с учетом отрасли (подотрасли) экономики, которой соответствует вид экономической деятельности страхователя.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что организации и физические лица, являющиеся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежат отнесению к отрасли (подотрасли) экономики, которой соответствует осуществляемый ими основной вид деятельности.
Основным видом деятельности коммерческой организации является тот, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
Размер страховых взносов напрямую зависит от кода ОКВЭД, по которому страхователь в заявительном порядке определяет основной вид осуществляемой им экономической деятельности. В силу Закона N 125-ФЗ и Правил от кода ОКВЭД зависят класс профессионального риска и страховой тариф, по которым рассчитывается размер подлежащих уплате страхователем страховых взносов.
Как следует из материалов дела, общество привлечено к ответственности за неполную уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Недоплата, по мнению учреждения, образовалась в связи с тем, что общество определило для основных видов осуществляемой им экономической деятельности неверные коды ОКВЭД. Общество рассчитало размер подлежащих им уплате страховых взносов, исходя из неверных величин класса профессионального риска своей деятельности и страхового тарифа.
Предприятие зарегистрировано в Инспекции Федеральной налоговой службы по Динскому району Краснодарского края в качестве юридического лица, создано путем реорганизации в форме преобразования 01.06.2009. Указанная реорганизация произведена в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 875, приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.05.2009 N 475 в результате приватизации ФГУСП "Рассвет" Министерством обороны Российской Федерации путем преобразования в ОАО "Рассвет" и является его правопреемником.
Общество классифицировало свою деятельность, от которой получен наибольший доход, по коду ОКВЭД 75.22 "деятельность, связанная с обеспечением безопасности". Этой деятельности соответствует класс профессионального риска 1 и размер страхового тарифа 0,2%.
Классифицируемая по коду ОКВЭД 75.22 деятельность входит в раздел L ОКВЭД: "Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение". В приложении А к ОКВЭД деятельность, относимая к группировке 75.22, описана следующим образом: управление, контроль и регулирование вопросов, связанных с обороной и деятельностью сухопутных, морских, воздушных и космических вооруженных сил (боевых частей сухопутных сил, морского флота и военно-воздушных сил, инженерных и транспортных войск, связи, разведки, материально-технического обеспечения, личного состава штабов и других небоевых подразделений резервных и вспомогательных сил обороны; обеспечения военной техникой, продовольствием и снаряжением, инженерно-техническими сооружениями и т. п.; медицинского обслуживания личного состава армии в полевых условиях).
По мнению учреждения, деятельность общества должна быть классифицирована по кодам ОКВЭД 01.23 "разведение свиней" (класс профессионального риска 11, размер страхового тарифа 1,2%) и 01.11.1 "выращивание зерновых и зернобобовых культур" (класс профессионального риска 17, размер страхового тарифа 2,1%).
Судебными инстанциями установлено, что в 2006 - 2008 годах общество получило основной доход от продажи продукции животноводства (свиного мяса) и продукции растениеводства (пшеницы, ячменя, подсолнечника, кукурузы, гороха). Эта продукция произведена самим обществом.
Апелляционной инстанцией обоснованно сделан вывод о том, что разведение свиней, а также выращивание пшеницы, ячменя, гороха и других зерновых и зернобобовых культур, исходя из установленных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 N 454-ст "О введении в действие ОКВЭД" (далее - постановление N 454-ст) принципов и правил классификации по ОКВЭД, не может относиться к классу ОКВЭД 75.22 "деятельность, связанная с обеспечением безопасности".
Суд апелляционной инстанции полно, всесторонне исследовал представленные в дело доказательства, оценил доводы общества и учреждения и признал правильным вывод административного органа о том, что виды экономической деятельности общества следует относить к группировкам ОКВЭД 01.23 "разведение свиней" и 01.11.1 "выращивание зерновых и зернобобовых культур".
В приложении А к ОКВЭД деятельность, относимая к группировке 01.23, описана следующим образом: "01.23 Разведение свиней. Эта группировка включает в себя разведение свиней, в том числе племенных животных; производство спермы хряков". Из материалов дела следует и обществом не отрицается, что оно занимается разведением свиней.
В приложении А к ОКВЭД деятельность, относимая к группировке 01.11.1, описана следующим образом: "01.11.1 Выращивание зерновых и зернобобовых культур включает в себя выращивание твердой и мягкой пшеницы, ржи, ячменя, овса, кукурузы, риса и прочих зерновых культур; выращивание и сушку зернобобовых культур (гороха, фасоли, бобов); выращивание семян, в том числе элитных и репродукционных семян, предназначенных для реализации". Из материалов дела следует и обществом не отрицается, что оно занимается выращиванием пшеницы, ржи, ячменя, гороха и других зернобобовых культур.
Описания указанных видов экономической деятельности, приведенные в Приложении А к ОКВЭД, наиболее полно подходят к видам экономической деятельности, осуществляемым обществом.
Деятельность общества, заключающаяся в производстве мяса и зерна, не подпадает под виды управленческой деятельности государственных структур, классифицируемых по коду 75.22 ОКВЭД.
Обоснованным является вывод суда апелляционной инстанции о том, что к коду 75.22 ОКВЭД может относиться экономическая деятельность по предоставлению государством услуг обществу в целом (исходя из описания подкласса 75.2 в приложении А к ОКВЭД) и иметь своей целью не реальное производство продовольствия, а быть направленной на обеспечение вооруженных сил продовольствием путем совершения ряда управленческих, контрольно-надзорных действий. По коду 75.22 ОКВЭД классифицируется управленческая деятельность государственных органов, а не производственная деятельность коммерческих организаций.
То обстоятельство, что общество создано на базе Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия Министерства обороны Российской Федерации основанием для отнесения всех осуществляемых этим акционерным обществом видом экономической деятельности к деятельности, связанной с обеспечением военной безопасности, не является.
В главе "Введение" ОКВЭД прямо указано, что в соответствии с международной практикой в ОКВЭД не учитываются такие классификационные признаки, как форма собственности, организационно-правовая форма и ведомственная подчиненность хозяйствующих субъектов, не делается различий между внутренней и внешней торговлей, рыночными и нерыночными, коммерческими и некоммерческими видами экономической деятельности.
Общество присвоило основным видам осуществлявшейся им деятельности неверные коды ОКВЭД, в результате чего неверно рассчитало размер подлежащих уплате страховых взносов по обязательному социальному страхованию своих работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При расчете обществом за основу взяты неверные классы профессионального риска и размеры страхового тарифа.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции при рассмотрении дела по существу, им дана правильная юридическая оценка. Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суд оценил с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что противоречит требованиям статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену постановления апелляционной инстанции, судом не допущено. При таких обстоятельствах основания для изменения или отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2010 по делу N А32-38227/2009-5/817 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 мая 2010 г. по делу N А32-38227/2009-5/817
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело