Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 16 июня 2010 г. по делу N А32-22886/2009
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 декабря 2011 г. N Ф08-7344/11 по делу N А32-22886/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 8 июня 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2010 г.
ООО "ЭКДА Лимитед" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее - управление), в котором просило признать незаконным отказ управления в выкупе земельного участка площадью 11 760 кв. м с кадастровым номером 23:3700104015:248, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Анапа, ул. Парковая, 35, принадлежащего обществу на праве бессрочного (постоянного) пользования по государственному акту КК-2 N403000000061; обязать управление в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу направить обществу проект договора купли-продажи земельного участка площадью 11 760 кв. м с кадастровым номером 23:37:0104015:248 (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 23.11.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.03.2010, обществу отказано в удовлетворении заявленных требований. Судебные акты мотивированы тем, что спорный земельный участок находится в границах лечебно-оздоровительной местности (курорта), относящейся согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 59-р к особо охраняемым природным территориям, имеющим федеральное значение, ограниченным по смыслу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации в обороте, в связи с чем не может быть предоставлен в собственность обществу. Действующее законодательство не содержит норм, разрешающих приватизацию земель, включенных в состав лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного распоряжения следует читать как: "N 591-р"
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению общества, спорный земельный участок является муниципальной собственностью. Факт нахождения спорного земельного участка на территории города-курорта Анапы и в пределах округа санитарной охраны не является доказательством его отнесения к земельным участкам особо охраняемых природных территорий. Судебная практика по данной категории споров сложилась до введения в действие Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон N 244-ФЗ).
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании постановления главы администрации города-курорта Анапы от 30.12.1992 N 2509 "О выдаче государственного акта землепользования предприятию ЭКДА производственного объединения Сибнефтегазпереработка" обществу выдан государственный акт.
Постановлением главы администрации города-курорта Анапы от 03.01.1996 N 01 "Об изменении границ земельного участка занимаемого предприятием ЭКДА" границы земельного участка, занимаемого предприятием "ЭКДА", изменены за счет свободных городских земель с сохранением существующей площади 1,18 га.
17 апреля 2009 года общество, руководствуясь статьей 3 Федерального Закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", обратилось в управление с заявлением о выкупе земельного участка площадью 11 760 кв. м с кадастровым номером 23:37:0104015:248, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием под размещение газонаполнительной станции, расположенного по адресу: г. Анапа, ул. Парковая, 35 (далее - земельный участок), принадлежащего обществу на праве бессрочного (постоянного) пользования по государственному акту КК-2 N 403000000061.
В письме от 05.05.2009 N 27.02-2975 администрация муниципального образования город-курорт Анапа отказала обществу в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку общество не представило документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370, земельный участок находится в границах особо охраняемой природной территории.
Общество, полагая, что указанный отказ противоречит закону, обратилось с заявлением в суд.
Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. При этом собственники объектов недвижимости имеют исключительное право на приватизацию земельных участков в порядке и на условиях, которые установлены указанным Кодексом, федеральными законами. Для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Соответствующий орган в двухнедельный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность, готовит проект договора купли-продажи участка и направляет его заявителю с предложением о заключении.
В силу статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отказ в выкупе земельного участка собственникам объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 27 Кодекса земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В силу пункта 5 названной статьи к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и ограниченным в обороте, отнесены, в частности, участки в пределах особо охраняемых природных территорий. К числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (статья 96 Кодекса).
В силу пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Согласно пункту 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом.
Указом Президента Российской Федерации от 22.09.1992 N 1954 "О федеральном курортном регионе Анапа" району курорта Анапа в границах округа санитарной охраны, определенного Постановлением Совета министров РСФСР от 30.01.1985 N 45 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае", придан статус федерального курортного региона. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, согласно которому территория города-курорта Анапы и рекреационные зоны в границах округов санитарной охраны курорта г. Анапы признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение. Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Указа следует читать как: "от 22 сентября 1994 г."
Согласно сообщению Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю от 07.05.2009 информация о зонах округа санитарной охраны города-курорта Анапы и режимах использования земель в государственном кадастре не отражена.
Поскольку отсутствие сведений о том, что участок находится в зоне округа санитарной охраны, не может являться основанием для неприменения к нему режима земель особо охраняемых природных территорий, суды правомерно исходили из того, что внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.
Оценив представленные в материалах дела доказательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что спорный земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте, приватизация которых может быть разрешена только специальной нормой закона (пункты 2 и 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации). Действующее законодательство не содержит норм, разрешающих приватизацию земель, включенных в состав лечебно-оздоровительных местностей и курортов (пункт 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества").
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях, если иное не предусмотрено Кодексом.
При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку суд апелляционной инстанции дал оценку представленным в дело доказательствам и нарушения статьи 288 Кодекса не установлены, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.11.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2010 по делу N А32-22886/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 июня 2010 г. по делу N А32-22886/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело