Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 15 июня 2010 г. по делу N А32-20508/2009-3/290
(извлечение)
См. также постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 июня 2011 г. N Ф08-2888/11 по делу N А32-11800/2010, от 30 апреля 2010 г. по делу N А32-28241/2009-51/289
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2010 г.
ООО "Фирма "Импульс"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция) от 23.03.2009 N 1075.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2010, заявление удовлетворено.
Судебные акты мотивированы тем, что распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" не может применяться при исчислении земельного налога в 2008 году, поскольку нормативный акт опубликован 13.03.2009. Материалами дела подтверждено, что земельный участок использовался для цели сельскохозяйственного производства, в связи с чем применение ставки 0,3% правомерно.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты. Податель жалобы полагает обоснованным применение для исчисления земельного налога за 2 квартал 2008 года кадастровой стоимости земельного участка распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р. Основным видом деятельности общества является разработка гравийно-песчаных карьеров. Спорный земельный участок передан в аренду ИП Цику А.А. для осуществления сельскохозяйственной деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц повторили, соответственно, доводы жалобы и отзыва.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы жалобы, отзыва и выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку уточненного налогового расчета общества по авансовым платежам по земельному налогу за II квартал 2008 года, результаты которой оформлены актом от 12.02.2009 N 4415.
Решением от 23.03.2009 N 1075 обществу доначислено 272 291 рубль земельного налога, 19 378 рублей 68 копеек пени, а также предложено уменьшить в завышенном размере налог в сумме 3 018 рублей.
Решением УФНС России по Краснодарскому краю от 16.06.2009 N 16-12-306-758 решение от 23.03.2009 N 1075 утверждено.
Налоговая инспекция при исчислении суммы земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 23:39:301001:171 применила кадастровую стоимость, установленную распоряжением главы администрации Краснодарского края N 1202-р от 29.12.2007 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Суд, указывая на ошибочность данного вывода налогового органа, обоснованно руководствовался следующим.
Постановление органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки является нормативным правовым актом.
В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" официальным опубликованием нормативных правовых актов края признается первая публикация их полного текста в газете "Кубанские новости" или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края.
В соответствии статьей 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Распоряжение от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" опубликовано в газете "Кубанские новости" от 13.03.2009 N 37.
Таким образом, на 01.01.2008 кадастровую стоимость нельзя признать установленной.
Согласно представленной в дело кадастровой выписке о земельном участке по состоянию на 22.12.2008 земельный участок (кадастровый номер 23:39:0301001:171) относится к категории земель - земли населенных пунктов. По договору аренды от 01.04.2008 общество передало в аренду ИП Цику А.А. здание коровника для содержания мелкого рогатого скота (овец) и спорный земельный участок для осуществления заготовки сена, создания летних загонов и выпаса овец. Аналогичный договор заключен 01.08.2008.
Первоначально расчет земельного налога произведен обществом по ставке 1,5%. Однако впоследствии в уточненном расчете налогоплательщик применил ставку 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства.
Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктами 1, 5, 6 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать размеры налоговых ставок, установленных в пункте 1 статьи 394 Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки для земельного налога не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства.
Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Исходя из буквального толкования положений названных норм права отнесение земель к той или иной категории зависит от фактического использования, а не от видов деятельности их собственника.
В материалах дела имеются справки администрации Великовеченского сельского поселения от 10.04.2009 N 181 и администрации муниципального образования Белореченский район Краснодарского края от 10.04.2009 N 36-НД, сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота за 2008 год, копия протокола допроса свидетеля ИП Цику А.А. от 03.03.2010, справка ИП Цику А.А. от 01.03.2010, сведения ИП Цику П.А. от 01.07.2008 о заготовке сена и использовании для выпасов на земельном участке с кадастровым номером 23:39:301001:171, свидетельствующие о том, что спорный земельный участок со II квартала и до конца 2008 года использовался для целей сельского хозяйства. Доказательств обратного налоговым органом не представлено.
Довод налогового органа о том, что земельный участок передан в аренду и поэтому ставка 0,3% не подлежит применению, правомерно отклонен судом, поскольку такое условие законом не предусмотрено. То обстоятельство, что согласно свидетельству о праве собственности N 23-АЕ 286243 на земельный участок с кадастровым номером 23:39:301001:171 разрешенное использование земель изменилось - для размещения и эксплуатации карьера по добыче гравийно-песчаной смеси - обоснованно не принято судом во внимание, так как указанное разрешение выдано 11.12.2008, а уточненный расчет по земельному налогу подан за II квартал 2008 года.
Выводы судебных инстанций об удовлетворении заявления о признании решения налоговой инспекции недействительным основаны на правильном применении норм права и полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2010 по делу N А32-20508/2009-3/290 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 июня 2010 г. по делу N А32-20508/2009-3/290
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело