Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 25 июня 2010 г. по делу N А63-19916/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2010 г.
ООО "Ставропольрегионгаз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин) о взыскании 39 932 рублей 24 копеек (с учетом 6 091 рубля 36 копеек НДС) затрат, связанных с предоставлением в 2008 году льгот по оплате природного газа гражданам в соответствии с Федеральным законом от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ставропольский край в лице Министерства финансов Ставропольского края, МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 16" п. Быгорка, Предгорного района, МДОУ "Детский сад N 33", п. Железноводский, Предгорного района, администрация Предгорного муниципального района, ст. Есентукская.
Решением от 16.03.2010 иск удовлетворен в части взыскания с Российской Федерации в лице Минфина за счет казны Российской Федерации в пользу общества 33 840 рублей 88 копеек убытков. В части взыскания 6 091 рубля 36 копеек отказано. В удовлетворении требований к Ставропольскому краю в лице Министерства финансов Ставропольского края отказано. Судебный акт мотивирован тем, что задолженность, связанная с предоставлением мер социальной поддержки по оплате природного газа на отопление, должна компенсироваться за счет средств федерального бюджета. При определении размера подлежащих возмещению убытков суд исключил сумму налога на добавленную стоимость.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин России просит решение отменить, в иске отказать. По мнению заявителя, при рассмотрении дела суд не применил нормы подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005) и удовлетворил требования к ненадлежащему ответчику. Основания для возмещения убытков общества за счет казны Российской Федерации отсутствуют. Выпадающие доходы подлежат возмещению за счет средств бюджета публично-правового образования, т. е. Ставропольского края. В дополнении к кассационной жалобе заявитель указывает, что Министерство финансов Российской Федерации в 2006 и 2007 годах перечисляло целевые средства из бюджета Российской Федерации в возмещение расходов гражданам (в том числе педагогических работникам) на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. В соответствии с законодательством не использованные в текущем году целевые средства подлежат использованию в следующем году. Однако Ставропольский край израсходовал указанные средства не в полном объеме и поэтому основания для взыскания дополнительных средств из федерального бюджета отсутствуют.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и выслушав представителя Минфина России, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и установлено судом, что обществ, МДОУ "Детский сад N 33" и МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 16" заключили соглашения о предоставлении информации для бесплатного предоставления газа педагогическим работникам, проживающим в сельской местности.
Общество предоставило педагогическим работникам, указанным в списках общеобразовательных учреждений, льготы по оплате природного газа на отопление с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 на общую сумму 39 932 рубля 24 копейки (в том числе НДС 18% - 6 091 рубль 36 копеек).
В обоснование своих требований о взыскании убытков общество представило в материалы дела названные соглашения, сводный расчет задолженности для возмещения убытков, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, ежемесячные реестры, подтверждающие право на меры социальной поддержки, списки работников муниципальных образовательных учреждений, имеющих право на меры социальной поддержки, заверенные учреждениями, копии книги продаж общества, счета-фактуры по реализации газа населению Предгорного района в 2008 году, приказ Федеральной службы по тарифам от 23.11.2004 N 194-э/12, постановление Региональной тарифной комиссии от 17.12.2007 СК N 28/1. Факт предоставления льгот и их размер подтверждены материалами дела и не оспариваются сторонами.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности" субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования и социальной поддержки являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил следующее. При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающих полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не предусматривает финансирование этих льгот за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации либо бюджета муниципального образования.
При рассмотрении спора суд установил, что Ставропольскому краю в 2008 году из федерального бюджета не выделялись средства на финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам. Действие Закона об образовании государство не отменяло и не приостанавливало. Возможность субъекта Российской Федерации или муниципального образования предусматривать в своем бюджете средства для финансирования мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений не исключает обязанности Российской Федерации по возмещению соответствующих расходов.
При таких обстоятельствах вывод суда о необходимости удовлетворения требований о взыскании убытков за счет Российской Федерации является правильным, поскольку соответствует указанным нормативным актам. Органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством, поэтому суд правомерно удовлетворил исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина.
Довод заявителя жалобы о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, следует отклонить. Обязанность Российской Федерации по возмещению выпадающих доходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено путем его исполнения. По настоящему делу суд установил недофинансирование со стороны Минфина России, с которого правомерно взысканы расходы на основании статей 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя жалобы о том, что убытки, понесенные обществом в 2008 году, должны компенсироваться субъектом Российской Федерации за счет средств, выделявшихся ему на компенсацию льгот в 2006 - 2008 годах, в суде первой инстанции не заявлялся, соответствующие доказательства не представлялись. В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Выводы суда первой инстанции в обжалуемой части соответствуют материалам дела, суд правильно применил нормы материального и процессуального права, основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для изменения либо отмены решения, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.03.2010 по делу N А63-19916/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 июня 2010 г. по делу N А63-19916/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело