Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 7 июля 2010 г. по делу N А63-369/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 7 июля 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 7 июля 2010 г.
ГУП Ставропольского края "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), Ставропольскому краю в лице Министерства финансов Ставропольского края, администрации Минераловодского муниципального района г. Минеральные воды о взыскании 3 304 рублей 40 копеек убытков, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной защиты по бесплатно поставленной тепловой энергии за период с 01.07.2007 по 31.12.2007. В обоснование требований предприятие сослалось на пункт 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее - Закон об образовании), предусматривающий право на льготу данной категории лиц.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МДОУ "Детский сад N 30 "Солнышко"".
Решением от 31.05.2010 иск удовлетворен частично: с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу предприятия взыскано 2 800 рублей 33 копейки. В связи с отказом предприятия от части исковых требованиям к Ставропольскому краю в лице Министерства финансов Ставропольского края и администрации Минераловодского муниципального района г. Минеральные воды, производство по делу в этой части прекращено. Суд исходил из того, что Российская Федерация обязана возместить предприятию убытки в виде предоставленной льготы по оплате тепловой энергии в соответствии со статьей 55 Закона об образовании, так как бюджет Ставропольского края на 2007 год не предусматривает средств на реализацию названного Закона. Минфин России не представил сведений о выделении денежных средств на финансирование указанной льготы. При определении размера подлежащих возмещению убытков суд исключил сумму налога на добавленную стоимость.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин России просит отменить решение и отказать в иске. По мнению заявителя, суд не применил нормы подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), не учел, что Минфин России является ненадлежащим ответчиком. Основания для возмещения предприятию убытков за счет казны Российской Федерации отсутствуют, выпадающие доходы подлежат возмещению за счет средств бюджета публично-правового образования.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит оставить решение без изменения, указывая на то, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебный акт следует оставить без изменения.
Из материалов дела видно, что предприятие в период с 01.07.2007 по 31.12.2007 предоставляло воспитателю МДОУ "Детский сад N 30 "Солнышко"" Радько Т.А. льготы по оплате тепловой энергии в соответствии с Законом об образовании. В результате предоставления льгот в указанный период предприятие понесло убытки, которые не были возмещены истцу в полном объеме. Это послужило основанием для обращения предприятия с иском в арбитражный суд.
В обоснование своих требований о взыскании убытков предприятие представило в материалы дела списки педагогических работников, сводный расчет задолженности для возмещения убытков, ежемесячные реестры, подтверждающие право на меры социальной поддержки, списки работников муниципальных образовательных учреждений, имеющих право на льготу, расчет начислений и поступлений по лицевому счету абонента N 61413, приказ Федеральной службы по тарифам от 23.11.2004 N 194-э/12, постановление Региональной тарифной комиссии от 17.12.2007 СК N 28/1, постановление от 19.12.2007 N 30/8. Суды оценили предоставленные в дело доказательства и пришли к выводу о том, что факт предоставления льгот и их размер подтверждены документально.
Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно указал на неисполнение Российской Федерацией обязанности по финансированию льгот, предусмотренных Законом об образовании.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности" субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования и социальной поддержки являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил следующее. При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не предусматривает финансирование этих льгот за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации либо бюджета муниципального образования.
При рассмотрении спора суд установил, что Ставропольскому краю в 2007 году из федерального бюджета не выделялись средства на финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам. Действие Закона об образовании государство не отменяло и не приостанавливало. Возможность субъекта Российской Федерации или муниципального образования предусматривать в своем бюджете средства для финансирования мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений не исключает обязанности Российской Федерации по возмещению соответствующих расходов. Правильности данного вывода Минфин России документально не опроверг.
При таких обстоятельствах вывод о необходимости удовлетворения требований о взыскании убытков за счет Российской Федерации является обоснованным и соответствует указанным нормативным актам.
Довод заявителя жалобы о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, следует отклонить. Обязанность Российской Федерации по возмещению выпадающих доходов юридическим лицам обусловлена фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено путем его исполнения. Суд установил недофинансирование со стороны Минфина и правомерно взыскал расходы (статьи 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Основания для изменения или отмены решения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.03.2010 по делу N А63-369/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 июля 2010 г. по делу N А63-369/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело