Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 12 июля 2010 г. по делу N А25-1377/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 8 июля 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2010 г.
Карачаево-Черкесский республиканский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - фонд медицинского страхования) обратился в арбитражный суд с заявлением к Контрольно-счетной палате Карачаево-Черкесской Республики (далее - счетная палата) о признании недействительным предписания от 11.08.2009, в котором предложено сокращение ассигнований, предусмотренных в бюджете фонда медицинского страхования на выполнение управленческих функций, на сумму 2 713,8 тыс. рублей.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 23.12.2009 требования фонда медицинского страхования удовлетворены, оспариваемое предписание признано недействительным. Судебный акт мотивирован тем, что фонд медицинского страхования при использовании денежных средств на содержание аппарата не допустил их нецелевого использования, кроме того, предписание является неисполнимым.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.03.2010 решение суда от 23.12.2009 отменено, в удовлетворении требования фонду медицинского страхования отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что при проведении финансового контроля за правильностью расходования бюджетных средств на содержание аппарата фонда медицинского страхования установлено превышение фондом численности штатных единиц, вследствие чего завышены расходы на содержание аппарата управления.
В кассационной жалобе фонд медицинского страхования просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Податель жалобы указывает, что нормативная численность сотрудников в количестве 91 единицы рассчитана фондом медицинского страхования в соответствии с приказом Федерального фонда медицинского страхования от 11.07.2000 N 57 "Об утверждении методических условий по расчету нормативов численности работников территориальных фондов ОМС и их филиалов по основным функциям" (далее - методическими рекомендациями). К моменту вынесения обжалуемого предписания общая штатная численность работников фонда составляла 58 человек, т. е. на 26% меньше нормативной численности. Вывод суда апелляционной инстанции о том, что расчет штатной численности по основным функциям произведен без учета внесенных в них изменений, не обоснован. Содержание текста спорного предписания является неисполнимым и не соответствует требованиям, установленным в Законе Карачаево-Черкесской Республики от 13.05.2003 N 22-РЗ "О Контрольно-счетной палате Карачаево-Черкесской Республики".
В отзыве на кассационную жалобу счетная палата просит постановление апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, счетная палата провела проверку фонда медицинского страхования по вопросам формирования, исполнения бюджета, соблюдения условий предоставления межбюджетных трансфертов, достоверности, обоснованности принятых и исполненных обязательств целевого и эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств и реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" за 2007 - 2008 годы, по результатам которой составила акт от 03.04.2009.
22 апреля и 17 июня 2009 года счетная палата направила фонду медицинского страхования представления о необходимости устранения выявленных в ходе проверки нарушений.
Фонд медицинского страхования частично исполнил представления счетной палаты.
11 августа 2008 года счетная палата направила фонду медицинского страхования предписание, в котором предлагалось незамедлительно произвести сокращение ассигнований, предусмотренных в бюджете фонда на выполнение управленческих функций, на сумму 2 713,8 тыс. рублей и направить их на реализацию территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Карачаево-Черкесской Республики, бесплатной медицинской помощи на 2009 год.
Фонд медицинского страхования, не согласившись с действиями счетной палаты, обратился в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований фонду медицинского страхования, обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 266 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый контроль в сфере местного самоуправления осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.
Согласно статье 1 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 13.05.2003 N 22-РЗ "О контрольно-счетной палате Карачаево-Черкесской Республики" (с изменениями и дополнениями) Контрольно-счетная палата Карачаево-Черкесской Республики является постоянно действующим республиканским органом государственного финансового контроля, образуемого Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики и подотчетным ему.
При выявлении на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих республике прямой непосредственный ущерб, и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений счетной палаты, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий, счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания. Предписания контрольно-счетной палаты подписываются председателем или заместителем председателя счетной палаты (статья 21 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 13.05.2002 N 22-РЗ "О Контрольно-счетной палате").
Суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что обжалуемое предписание соответствует требованиям, установленным Законом Карачаево-Черкесской Республики от 13.05.2002 N 22-РЗ "О Контрольно-счетной палате".
Счетная палата при проведении финансового контроля за правильностью расходования бюджетных средств на содержание аппарата фонда медицинского страхования установила наличие восьми сверхштатных единиц.
С учетом изменений функций фонда медицинского страхования и методических указаний, действовавших в спорном периоде, счетная палата установила следующее. Нормативная численность работников аппарата фонда по функции общее руководство деятельностью ТФОМС составило три единицы, а по штатному расписанию четыре (до 01.12.2007), то есть превышение составило на одну сверхштатную единицу; по функции организация сбора и учета страховых взносов - две сверхштатных единицы; по функции бухгалтерский учет и анализ деятельности - три единицы; по функции автоматизация информационного обеспечения - две единицы; по функции организационно-техническое обеспечение - одна сверхштатная единица.
По функции планово-экономическая деятельность установлено занижение штатной численности на три единицы. Общая численность сверхштатных единиц составляет восемь единиц. Общая сумма необоснованных выплат составила 2 379,2 тыс. рублей.
В проверяемом периоде количество вакантных мест составило 6 - 7 единиц, что подтверждает наличие сверхштатных единиц, за счет которых образовывалась искусственная экономия фонда оплаты труда.
Довод кассационной жалобы о том, что предписание является неисполнимым, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Аналогичное предписание по предыдущей проверке исполнено путем принятия Закона от 31.12.2008 N 91-РЗ "О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики "О бюджете Карачаево-Черкесского республиканского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год"".
Целью финансовой проверки счетной палаты являлось эффективное расходование средств внебюджетного фонда на содержание 52 штатных единиц. Нормативная численность в количестве 91 единиц, рассчитанная фондом медицинского страхования в соответствии с действовавшими на спорный период методическими указаниями, не является основанием для отмены спорного предписания, поскольку счетная палата установила нарушения при их расчете, повлекшие необоснованное расходование бюджетных средств.
Принимая решение по делу, апелляционная инстанция исследовала и оценила те обстоятельства дела, которые существовали на момент рассмотрения спора.
Представленные фондом медицинского страхования в суд кассационной инстанции методические рекомендации 2010 года не были предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанций. Окружной суд осуществляет проверку законности решения с учетом тех документов, которые имелись у судебных инстанций на момент принятия судебного акта.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со своей компетенцией, предусмотренной в статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не вправе давать оценку данным документам, то есть не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в судах первой и апелляционной инстанций.
В соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить судебный акт лишь в случае, когда такой судебный акт содержит выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, и имеющимся в деле доказательствам, а также, если он принят с нарушением либо неправильным применением норм материального и процессуального права.
При проверке принятого по настоящему делу судебного акта Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не установил наличие оснований для его отмены.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену постановления апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2010 по делу N А25-1377/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 июля 2010 г. по делу N А25-1377/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело