Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 23 июля 2010 г. по делу N А32-24641/2008
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2010 г.
ГОУДОД ФДООЦ "Смена" (далее - учреждение) обратилось с Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Анапе Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) от 28.08.2008 N 12-1-18/26930 в части доначисления земельного налога в сумме 2 358 472 рублей и в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде 461 488 рублей штрафа.
Решением суда от 16 декабря 2009 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26 апреля 2010 года, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы незаконностью начисления земельного налога, поскольку оно основано на неверном определении кадастровой стоимости земельного участка.
Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы налоговая инспекция указывает, что суды не учли, что муниципальные правовые акты вступают в законную силу в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно Уставу города-курорта Анапа муниципальные правовые акты вступают в силу с момента подписания.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представители налоговой инспекции и учреждения поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, учреждение представило в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за IV квартал 2007 года. Налоговая инспекция с 21.04.2008 по 18.07.2008 провела камеральную проверку представленной декларации, по результатам проверки составила акт камеральной налоговой проверки.
Рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки налоговая инспекция приняла решение от 28.08.2008 N 12-1-18/26930 о доначислении учреждению земельного налога за 12 месяцев 2007 года в размере 2 307 439 рублей и привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса в виде 461 488 рублей.
Учреждение, не согласившись с данным решением в части, обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно руководствовались следующим.
В силу пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Пунктом 1 статьи 391 Кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 указанной статьи).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Таким образом, учреждение обязано самостоятельно исчислить земельный налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая доводится до его сведения в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, учреждение представило налоговую декларацию по земельному налогу за IV квартал 2007 года, согласно которой сумма налога, подлежащего уплате налога составила по земельному участку 23:37:1001003:0023 площадью 2003 700 кв.м. - 0 рублей, земельному участку 23:37:1001003:0024 площадью 7700 кв. м. - 0 рублей, земельному участку 23:37:1005001:0008 площадью 3100 кв. м. - 69 684 рубля, земельному участку 23:37:1005001:001:0009 - 5016 рублей. При этом учреждение исходило из того, что кадастровая стоимость земельных участков по данным УФАКОН 23:37:1001003:0023 и 23:37:1001003:0024 не определена.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод налоговой инспекции о неверном указании учреждением кадастровой стоимости земельных участков и неправильного применения дифференцированной налоговой ставки к кадастровой стоимости. При этом налоговая инспекция исходила из кадастровой стоимости земельных участков находящейся в электронной базе.
Кадастровая стоимость земельных участков города-курорта Анапа устанавливалась постановлением Главы города-курорта Анапа от 16.12.2002 N 1245 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений". Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26.12.2006 N 448 "Об утверждении результатов корректировки государственной кадастровой оценки земель поселений муниципального образования город-курорт Анапа" утверждены результаты корректировки удельных показателей кадастровой оценки земель поселений муниципального образования город-курорт Анапа.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10).
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно статье 47 (части 1 - 3) Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Исследовав материалы дела и оценив их в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что постановление Главы города-курорта Анапа от 16.12.2002 N 1245 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений" и решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26.12.2006 N 448 "Об утверждении результатов корректировки государственной кадастровой оценки земель поселений муниципального образования город-курорт Анапа" приняты с нарушением установленного порядка, так как не были опубликованы.
Суд апелляционной инстанции правомерно отклонил доводы налоговой инспекции о надлежащем опубликовании нормативных актов на официальном сайте администрации города-курорта Анапа, поскольку сайт в сети интернет не является периодическим печатным изданием.
Доводы кассационной жалобы о том, что муниципальные правовые акты согласно Уставу города-курорта Анапа вступают в силу с момента их подписания, отклоняются судом кассационной инстанции по следующим основаниям.
Согласно статье 47 (части 1 - 3) Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Кодексом. В статье 5 Кодекса определены особенности действия актов законодательства о налогах и сборах во времени, которые распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах, изданные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Поскольку нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель регулируют земельные, а не налоговые отношения, указанные акты не относятся к нормативным правовым актам о налогах и сборах, и, следовательно, на них не распространяются нормы статьи 5 Кодекса. Данная позиция отражена также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 18-Г02-12.
Пунктом 5 статьи 62 Устава муниципального образования город-курорт Анапа установлено, что нормативный правовой акт, принятый Советом, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования. Официальным опубликованием нормативного правового акта органа местного самоуправления считается первая его публикация в уполномоченных главой муниципального образования печатных органах (пункт 5 статьи 66 Устава).
Как установил суд, постановление Главы города-курорта Анапа от 16.12.2002 N 1245 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений" и решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26.12.2006 N 448 "Об утверждении результатов корректировки государственной кадастровой оценки земель поселений муниципального образования город-курорт Анапа" в предусмотренном Уставом порядке опубликовано не было. Доказательства обратного налоговая инспекция не представила.
Суды при рассмотрении спора правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследовали представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделали правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм материального права.
Нормы права применены судом первой и апелляционной инстанции правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16 декабря 2009 года и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2010 года по делу N А32-24641/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 июля 2010 г. по делу N А32-24641/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело