Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 19 июля 2010 г. по делу N А32-2689/2009-56/97-30/223-11/923
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2010 г.
ООО "Санаторный комплекс "Жемчужина"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Анапе (далее - налоговая инспекция) от 30.10.2008 N 12-1-18/10833.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.12.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2010, заявление удовлетворено.
Судебные акты мотивированы тем, что в I квартале 2008 года у общества не возникла обязанность исчислить налог исходя из неустановленной кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты. Податель жалобы указывает, что фактически исчисление должно производиться исходя из одного участка, вида функционального назначения и ставки налога. На дату вынесения решения от 30.10.2008 N 12-1-18/10833 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107003:0162 не признана недействительной и не подлежащей применению.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель общества повторили доводы, изложенные в отзыве.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы жалобы, отзыва и выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку уточненного расчета общества по авансовым платежам по земельному налогу за I квартал 2008 года, в соответствии с которым по сроку 30.04.2008 исчислен к уплате в бюджет аванс в размере 129 650 рублей. По результатам проверки составлен акт от 01.09.2009 N 12-1-19/4935.
Решением от 30.10.2008 N 12-1-18/10833 обществу доначислено 5 085 542 рубля земельного налога.
Решением УФНС России по Краснодарскому краю от 22.01.2009 N 16-12-862-33 решение от 30.10.2008 N 12-1-18/10833 утверждено.
Признавая недействительным решение 30.10.2008 N 12-1-18/10833, суд основывался на фактических обстоятельствах дела и представленных в дело доказательствах.
Судом установлено, что в I квартале 2008 года и до 15.09.2008 у общества на праве постоянного (бессрочного) пользования находился земельный участок площадью 478 991 кв.м. (кадастровый номер 23:37:0107003:0162) с разрешенным видом использования "для лечения и оздоровления", расположенный по адресу: город-курорт Анапа, Пионерский проспект 253; категория земель: "земли поселений" (свидетельство о государственной регистрации права от 06.03.2007, кадастровый план земельного участка от 09.04.2007 N 37/0703-5406). Согласно кадастровому плану площадь указанного земельного участок является ориентировочной, сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке, сведения об участке подлежат уточнению при межевании.
20 марта 2007 года земельный участок зарегистрирован за собственником - Российской Федерацией в лице ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ФАУГИ). В соответствии с распоряжением от 17.12.2007 N 998-р "О проведении внеплановых мероприятий по контролю за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранности расположенного на территории Краснодарского края земельного участка, находящегося в федеральной собственности" назначено проведение контрольных мероприятий в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107003:0162.
Письмом от 15.08.2008 N 09-07/9705 ТУ ФАУГИ поручило администрации муниципального образования город-курорт Анапа и заявителю вместо земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107003:0162 обеспечить формирование и постановку на государственный учет двух земельных участков. 15 сентября 2008 года оформлено два кадастровых паспорта - на земельный участок под объектами санаторного комплекса площадью 31 145 кв.м. (кадастровый номер 23:37:0107003:594), находящийся по адресу: г. Анапа, Пионерский проспект 253, и на земельный участок под лесопарковой зоной площадью 447 874, 5 кв.м. (кадастровый номер 23:37:0107003:595), находящийся по адресу: г. Анапа, Пионерский проспект 253-1.
В I квартале 2008 года общество применило три налоговых ставки от кадастровой стоимости земли: 0,7% - на участок под объектами санаторного комплекса; 0,5% - на участок под объектами лесопарковой зоны; 0,01% - на участок под объектами физической культуры и спорта. Приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом от 28.12.2005 N 1584 "Об утверждении размеров по видам целевого использования земельного участка по Пионерскому проспекту 253 в городе Анапа" установлено, что земельный участок по Пионерскому проспекту 253 в г. Анапа разделяется три вида целевого использования земельного участка: земли под строениями, сооружениями - 23 382 кв. м.; под полями, площадками (спортивными) - 26 788 кв.м., лесопарковые насаждения и благоустройство - 428 821 кв.м.
Как следует из материалов дела, земельный участок (кадастровый номер 23:37:0107003:0162) имеет два вида целевого назначения, в связи с чем разделен на два участка: для лечения и оздоровления (объекты санаторного комплекса) площадью 31 145 кв.м. (кадастровый номер 23:37:0107003:594) и для лечения и оздоровления (парковая зона) - площадью 447 874, 5 кв.м. (кадастровый номер 23:37:0107003:594).
Исходя из изложенных обстоятельств, до 15.09.2008 целевое назначение земельных участков было определено, поэтому общество правомерно в I квартале 2008 года исчисляло налог исходя из трех видов целевого назначения с применением дифференцированных ставок.
Суд обоснованно не принял довод налоговой инспекции о существовании единого земельного участка с единым целевым назначением, поскольку он сформирован на основании предварительных данных о площади земельного участка, в отношении которого не проводилось межевание.
В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 Кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 указанной статьи).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Таким образом, общество обязано самостоятельно исчислить земельный налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая доводится до его сведения в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10).
Если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли (пункт 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
С учетом правовой позиции, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Суд обоснованно учел, что решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.08.2009 по делу N А32-17854/2008-39/246, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2009, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (УФАКОН) по Краснодарского краю в части определения кадастровой стоимости земельного участка площадью 478 991 кв.м., расположенного по адресу г. Анапа, Пионерский проспект, 253, с кадастровым номером 23:37:01 07 003:0162 равной 2 980 109 565 рублей 24 копейки признаны незаконными, поскольку при расчете кадастровой стоимости земельного участка применен не опубликованный в установленном порядке нормативный акт.
Налоговая инспекция не вносила в оспариваемое решение изменения в части определения суммы земельного налога на основании нормативной цены земельного участка. В связи с отсутствием утвержденных показателей кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании у заявителя, обязанность исчислить налог исходя из неустановленной кадастровой стоимости, у налогоплательщика не возникла.
При таких обстоятельствах выводы судебных инстанций о признании недействительным решения налоговой инспекции являются законными и обоснованными.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.12.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2010 по делу N А32-2689/2009-56/97-30/223-11/923 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 июля 2010 г. по делу N А32-2689/2009-56/97-30/223-11/923
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело