Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 августа 2010 г. по делу N А32-7385/2009
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 октября 2009 г. N А32-7385/2009-30/83-37АЖ
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 августа 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Фаворит" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Геленджику (далее - налоговая инспекция) от 03.02.2009 N 15-38/8 о привлечении общества к ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 40 тыс. рублей штрафа и N 15-38/9 о привлечении директора общества Смирнова М.Б. к ответственности по статье 15.1 Кодекса в виде 4 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 22.04.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.07.2009, в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления налоговой инспекции от 03.02.2009 N 15-38/8 обществу отказано; в части требования о признании незаконным и отмене постановления от 03.02.2009 N 15-38/9 производство по делу прекращено за неподведомственностью арбитражному суду дела в этой части.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.10.2009 судебные акты отменены в части отказа в удовлетворении заявления общества, дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края с целью установления всех фактических обстоятельств по делу, совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц и правильного применения к установленным по делу обстоятельствам норм права; в остальной части судебные акты оставлены без изменения.
Решением суда от 25.01.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.04.2010, требования общества удовлетворены со ссылкой на то, что налоговая инспекция не доказала совершение обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении требований.
Податель жалобы ссылается на то, что общество не доказало, что 4 328 рублей (выявленные излишки) являются разменом и получены в банке, 16 166 рублей 50 копеек выручки не подтверждено документально. Налоговая инспекция указывает, что при осмотре помещения установлен факт необорудования обществом помещения кассовой комнаты, отвечающей требованиям действующего законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, при проверке принадлежащего обществу зоомагазина, расположенного по адресу: г. Геленджик, ул. Херсонская, д. 27, налоговая инспекция установила факт неоприходования в кассу денежных средств. По юридическому адресу общества налоговая инспекция установила отсутствие кассовой комнаты.
По результатам проверки налоговая инспекция составила акты от 19.01.2009 и от 20.01.2009 N 15-41, протокол от 26.01.2009 N 15-37/8 и приняла постановление от 03.02.2009 N 15-38/8 о привлечении общества к ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 40 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление налоговой инспекции в арбитражный суд.
При новом рассмотрении дела суд первой и апелляционной инстанций выполнил указания суда кассационной инстанции, установил все фактические обстоятельства по делу, в совокупности оценил представленные в дело доказательства и доводы участвующих в деле лиц, правильно применил нормы права и принял законные и обоснованные судебные акты, которые отвечают требованиям статей 15, 170 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не подлежат отмене или изменению.
Судебные инстанции установили, что согласно представленному в материалы дела поручению начальника ИФНС России по г. Геленджику от 20.01.2009 N 15-31/68 проверке подлежало общество с ограниченной ответственностью "Фаворит" по юридическому адресу: г. Геленджик, ул. Луначарского, д. 132а, по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных средств или расчетов с использованием платежных карт, соблюдения законодательства в сфере оборота алкогольной и табачной продукции, достоверности определения физических показателей, характеризующих вид осуществляемой деятельности, соответствия учета доходов выбранному налоговому режиму.
Из представленного в материалы дела протокола осмотра налоговой инспекции от 20.01.2009 N 0026240 следует, что помещение кассы не оборудовано, поскольку по юридическому адресу общества находится жилой дом.
Представитель общества (директор) пояснил, что оборудованное помещение кассы находится по юридическому адресу общества в жилом доме (г. Геленджик, ул. Луначарского, 132а), однако из налоговой инспекции с проверкой по данному адресу никто не приходил, проверка проведена по адресу принадлежащего обществу зоомагазина: г. Геленджик, ул. Херсонская, д. 27.
Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Как видно из материалов дела, на момент проверки по учетным данным сумма выручки составила 16 166 рублей 50 копеек, фактическое наличие денежных средств на момент проверки составило 20 494 рубля. Расхождение при пересчете наличных денег и суммы, проведенной по контрольно-кассовой машине, составило 4 328 рублей.
Судебные инстанции установили, что данная сумма (4 328 рублей) является разменом, который директор общества получает в банке один раз в неделю. В подтверждение того, что данная сумма является разменом, в материалы дела представлены ордер от 19.01.2009 и справка банка от 05.06.2009 N 958/04-42 о предоставлении предприятию разменных денежных знаков за период с 01.01.2009 по 19.01.2009. Основания для переоценки данного вывода судебных инстанций у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Суд первой и апелляционной инстанций установил, что магазин общества, где проведена проверка, работает с 09 часов 00 минут, сумма 16 166 рублей 50 копеек является денежной выручкой магазина с начала работы 19.01.2009 до момента снятия кассового отчета - 14 часов 40 минут 19.01.2009. С момента окончания проверки и до конца рабочего дня получена выручка в размере 12 849 рублей 55 копеек. Обе эти суммы отражены в журнале кассира-операциониста. Доказательства неоприходования обществом 16 166 рублей 50 копеек налоговая инспекция не представила.
При таких обстоятельствах суд первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворил требования общества, правомерно исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок) для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Пунктами 22 и 24 Порядка установлено что, все поступления и выдача наличных денежных средств предприятия учитываются в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Пунктом 11 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, утвержденных письмом Центрального банка Российской Федерации от 18.08.1993 N 51, и пунктом 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.1993 N 104, также устанавливают, что кассир обязан при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора, если он по графику прибывает до закрытия предприятия, подготовить денежную выручку, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в небольших предприятиях с одной - двумя кассами сдает деньги непосредственно инкассатору банка).
Из приведенных правовых норм следует, что в соответствии с Порядком ведения кассовых операций организации обязаны совершить определенные операции по оприходованию наличных денежных средств в день их поступления (оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу организации и внести в тот же день в кассовую книгу организации записи о поступивших денежных средствах).
Оприходование денежной наличности в кассу в установленном порядке не в полном объеме является неполным оприходованием денежных средств и влечет административную ответственность по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 29 Порядка руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в Приложении N 3 к Порядку.
При новом рассмотрении дела судебные инстанции сделали не подлежащий переоценке вывод о том, что налоговая инспекция не представила доказательства нарушения обществом приведенных норм права и, соответственно, не доказала совершение обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы налоговой инспекции не основаны на нормах права, направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств и подлежат отклонению в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы права при рассмотрении дела суд первой и апелляционной инстанций применил правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы налоговой инспекции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа. постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.01.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 по делу N А32-7385/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оприходование денежной наличности в кассу в установленном порядке не в полном объеме является неполным оприходованием денежных средств и влечет административную ответственность по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 29 Порядка руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в Приложении N 3 к Порядку.
При новом рассмотрении дела судебные инстанции сделали не подлежащий переоценке вывод о том, что налоговая инспекция не представила доказательства нарушения обществом приведенных норм права и, соответственно, не доказала совершение обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 августа 2010 г. по делу N А32-7385/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело