Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 9 августа 2010 г. по делу N А32-46996/2009-63/652-83АЖ
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 2 августа 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 9 августа 2010 г.
Закрытое акционерное общество "Универсалстрой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе (далее - управление, административный орган) о признании незаконными и отмене постановлений от 02.10.2009 N 18-09-100/пн и 18-09-101/пн о привлечении общества к административной ответственности по статье 19.7.3 и части 7 статьи 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением от 17.12.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.04.2010, суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судебные акты мотивированы тем, что совершение обществом административного правонарушения, в виде нарушения сроков представления управлению копии протокола годового собрания акционеров по итогам 2008 года и выполнение функций счетной комиссии общества ненадлежащим органом (лицом) - ООО "Центр Корпоративного Консалтинга "Вектор", подтверждено материалами дела. Судебные инстанции указали на соблюдение административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт о признании незаконными постановлений административного органа от 02.10.2009 N 18-09-100/пн и N 18-09-101/пн. Общество полагает, что при вынесении судебных актов об отказе в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления управления от 02.10.2009 N 18-09-100/пн, судебные инстанции не применили, подлежащие применению статьи 1.5, 2.1 и 2.7 Кодекса. Отказав в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления управления от 02.10.2009 N 18-09-101/пн, судебные инстанции не учли, что указанное в оспариваемом постановлении правонарушение подпадает под действие части 9 статьи 19.5 а не статьи 19.7.3 Кодекса. Судебные инстанции не учли, что срок привлечения к административной ответственности за правонарушения против порядка управления (статья 19.7.3 Кодекса), составляет, согласно статье 4.5 Кодекса, 2 месяца со дня совершения административного правонарушения. Нарушение указанного срока является основанием для признания незаконным и отмены постановления от 02.10.2009 N 18-09-101/пн.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. По мнению управления, общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. По мнению управления, направляя обществу требования о предоставлении документов к проверке, управление руководствовалось Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". Не исполнив должным образом названные требования, общество нарушило законодательство о рынке ценных бумаг, за нарушение которого подлежит привлечению к административной ответственности в течение года с момента совершения правонарушения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих лиц в деле, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части отказа обществу в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления управления от 02.10.2009 N 18-09-101/пн, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 13.05.2009 N 18-09-40/пз административным органом проведена плановая выездная проверка деятельности общества (том 1 л. д. 99). В ходе проверки 15.06.2009 генеральному директору общества вручено требование о предоставлении управлению в срок до 29.06.2009 копии протокола годового общего собрания акционеров по итогам 2008 года с приложением копии протокола счетной комиссии и копий бюллетеней для голосования (том 1 л. д. 100).
Указанные документы, в срок установленный в требовании, общество не представило административному органу (документы представлены 10.07.2009), что зафиксировано актом о выявлении административного правонарушения от 30.06.2009 N 18-09-102 (том 1 л. д. 101 - 102).
Данное обстоятельство (непредставление обществом запрошенных у него документов в установленный в требовании срок) послужило основанием для составления в отношении общества протокола от 09.09.2009 N 18-09-186/пр-ап об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7.3 Кодекса.
Постановлением административного органа от 02.10.2009 N 18-09-101/пн общество привлечено к административной ответственности по статье 19.7.3 Кодекса с назначением административного штрафа в размере 500 тыс. рублей.
В ходе проверки управление установило, что согласно протоколу годового общего собрания акционеров, состоявшегося 10.06.2009, в нарушение требований пункта 1 статьи 56 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" количественный и персональный состав счетной комиссии общим собранием акционеров общества не утверждался. Из протокола об итогах голосования на годовом общем собрании акционеров следует, что в состав счетной комиссии на годовом общем собрании акционеров общества вошли Пугачева М.А., Пугачева А.О., Калинина И.А. Данный факт был зафиксирован административным органом актом от 10.07.2009, что послужило основанием для составления в отношении общества протокола от 09.09.2009 N 18-09-185/пр-ап об административном правонарушении по части 7 статьи 15.23.1 Кодекса.
Постановлением административного органа от 02.10.2009 N 18-09-100/пн общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 15.23.1 Кодекса, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 500 тыс. рублей.
Указанные постановления общество обжаловало в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что документы, запрошенные у общества требованием от 15.06.2009, общество представило 10.07.2009, в то время как срок его исполнения установлен до 29.06.2009 Данное обстоятельство общество не оспаривает.
Статьей 19.7.3 Кодекса предусмотрена ответственность за непредставление информации в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков, предусмотренной законодательством.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.3 Кодекса, составляет непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Из оспариваемого обществом постановления от 02.10.2009 N 18-09-101/пн следует, что требование о предоставлении документов направлено обществу в связи с проведением плановой выездной проверки деятельности общества и обосновано Положением о проведении проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденным приказом Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 13.11.2007 N 07-108/пз-н, согласно которому инспектор вправе получать все необходимые для достижения целей проверки документы, требовать и получать копии документов на бумажных и электронных носителях.
Перечень указанных в требовании от 15.06. 2009 N 1 к представлению обществом документов, а также порядок и сроки его исполнения законодательно не закреплены, а установлены административным органом.
Таким образом, объективной стороной правонарушения, за которое общество привлечено к административной ответственности по статье 19.7.3 Кодекса, что отражено в постановлении об административном правонарушении от 02.10.2009 N 18-09-101/пн, является невыполнение обществом требования федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков о предоставлении документов при проведении плановой выездной проверки деятельности общества. Не представив по требованию управления документы к установленному управлением сроку, общество совершило правонарушение, не подпадающее под действие статьи 19.7.3 Кодекса.
Следовательно, вывод судебных инстанций о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.3 Кодекса и соблюдении управлением срока давности привлечения общества к административной ответственности по этой статье, является неправильным. В указанной части судебные акты подлежат отмене, как принятые с неправильным применением норм права.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Из оспариваемого обществом постановления от 02.10.2009 N 18-09-100/пн следует, что общество привлечено к административной ответственности по части 7 статьи 15.23.1 Кодекса.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 15.23.1 Кодекса, составляет выполнение функций счетной комиссии акционерного общества ненадлежащим органом (лицом) или лицами, избранными в состав счетной комиссии акционерного общества с нарушением требований федерального закона, либо лицами, срок полномочий которых истек.
В силу пункта 1 статьи 56 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" в обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более ста создается счетная комиссия, количественный и персональный состав которой утверждается общим собранием акционеров.
В обществе, держателем реестра акционеров которого является регистратор, ему может быть поручено выполнение функций счетной комиссии. В обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 500 функции счетной комиссии выполняет регистратор. Из Устава общества, а также Положения о порядке созыва и проведения общего собрания акционеров общества, утвержденного общим собранием акционеров общества 28.06.2002, следует обязательное наличие в обществе счетной комиссии, функции которой должны исполняться регистратором общества, являющимся держателем реестра акционеров общества. Ведение реестра акционеров общества по итогам 2008 года осуществлялось ЗАО "РеестрА-Плюс". Согласно представленной обществом 10.07.2009 в административный орган справке договор эмитента с регистратором на осуществление функций счетной комиссии общества на годовом общем собрании акционеров общества за 2008 год не заключался. При проведении общего собрания акционеров 10.06.2009 функции счетной комиссии осуществляло ООО "Центр Корпоративного Консалтинга "Вектор", что подтверждается протоколом общего собрания акционеров общества. При этом полномочий на осуществление соответствующих функций ввиду изложенных выше положений внутренних документов общества ООО "Центр Корпоративного Консалтинга "Вектор", не являющееся регистратором общества, не имело. Данный факт, в свою очередь свидетельствует о совершении обществом правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 15.23.1 Кодекса.
Частью 1 статьи 2.1. Кодекса установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1. Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Судебные инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, сделали правильный вывод о наличии вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 15.23.1 Кодекса, поскольку общество не представило доказательства о том, что им приняты все зависящие от него меры к соблюдению законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, а также положений Устава и утвержденного акционерами общества Порядка созыва и проведения общего собрания акционеров.
Судебные инстанции установили, и это подтверждается материалами дела, что управлением соблюдены процессуальные требования при вынесении постановления от 02.10.2009 N 18-09-100/пн.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Поскольку в части требования общества о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 02.10.2009 N 18-09-101/пн о привлечении общества к ответственности по статье 19.7.3 Кодекса, судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, имеющие значение для принятия решения, но неправильно применили нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным отменить в этой части судебные акты и принять новое решение, не направляя дело на новое рассмотрение.
В части отказа в удовлетворении требования общества о признании незаконным постановления административного органа 02.10.2009 N 18-09-100/пн о привлечении к административной ответственности по части 7 статьи 15.23.1 Кодекса судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц, правильно применили норма материального и процессуального права и приняли законные и обоснованные судебные акты, не подлежащие в этой части отмене или изменению.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2010 по делу N А32-46996/2009-63/652-83АЖ отменить в части отказа ЗАО "Универсалстрой" в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления РО ФСФР России в Прикубанском регионе от 02.10.2009 N 18-09-101/пн.
Признать незаконным и отменить постановление РО ФСФР России в Прикубанском регионе от 02.10.2009 N 18-09-101/пн. В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 56 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" в обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более ста создается счетная комиссия, количественный и персональный состав которой утверждается общим собранием акционеров.
...
Частью 1 статьи 2.1. Кодекса установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1. Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 августа 2010 г. по делу N А32-46996/2009-63/652-83АЖ
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело