Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 22 июля 2010 г. по делу N А32-52061/2009-33/791
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2010 г.
Закрытое акционерное общество "Транснефть-Сервис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (далее - инспекция, налоговый орган) об обязании инспекции принять решение о начислении и уплате обществу процентов на оснвоании пункта 10 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 1 310 359 рублей 94 копеек за нарушение срока возврата налога на добавленную стоимость за III квартал 2008 года (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2010, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2010, заявленные обществом требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что общество неоднократно обращалось в инспекцию с заявлением о возврате сумм налога на добавленную стоимость в связи с принятием решения о возмещении сумм налога на добавленную стоимость. Однако налоговый орган не осуществил возврат. В связи с бездействием инспекции суд обязал налоговый орган принять решение о начислении и уплате обществу процентов за нарушение сроков возврата налога в размере 1 310 359 рублей 94 копеек.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению налогового органа, доводы общества о том, что инспекция должна была перечислить денежные средства 11.02.2009 (через 12 дней после окончания камеральной налоговой проверки), является необоснованным, так как возврат налога на добавленную стоимость в размере 172 951 601 рубля на основании решения инспекции от 03.02.2009 N 1 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, и решения от 03.02.2009 N 45372 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, произведен согласно пункту 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации на 21 день после подачи заявления от 11.02.2009 о возврате спорной суммы налога.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на правильное применение норм права к полно и достоверно установленным обстоятельствам дела.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов, выслушав представителя налогового органа, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 10.10.2008 общество представило в инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за III квартал 2008 года, в соответствии с которой ему подлежало возмещению из бюджета 208 537 722 рубля налога на добавленную стоимость.
Общество 26.01.2009 обращалось в инспекцию о возмещении налога на добавленную стоимость. Однако письмом от 27.01.2009 инспекция отказала обществу в исполнении заявления, указав на то, что решение по итогам камеральной налоговой проверки еще не принято.
Согласно акту камеральной налоговой проверки от 12.01.2009 N 18125 проверка поданной декларации завершена 10.01.2009, а 03.02.2009 инспекцией принято решение N 70 о возмещении обществу частично налога на добавленную стоимость в размере 172 951 601 рубля.
На основании решения налогового органа от 03.02.2009 N 70 и заявления общества от 11.02.2009 платежным поручением от 05.03.2009 N 396 обществу перечислены на его расчетный счет 160 003 383 рубля 80 копеек, а по платежному поручению от 06.03.2009 N 396 - 12 209 909 рублей 70 копеек.
Общество 29.09.2009 обратилось с налоговый орган в заявлением о выплате процентов за несвоевременный возврат суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату за III квартал 2008 года.
На данное заявление 14.10.2009 обществом получен ответ, согласно которому инспекция отказала обществу в выплате процентов в связи с тем, что сумма налога возвращена без нарушения срока, установленного статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отказ инспекции в выплате процентов послужил основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением.
Суды, удовлетворяя требования общества, полно и всесторонне исследовали доказательства, правильно установили обстоятельства дела и применили нормы права.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
В свою очередь, инспекция в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации обязана принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Суды правильно отклонили ссылку налогового органа на необходимость применения к спорным правоотношениям статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку порядок возврата налога на добавленную стоимость, возмещаемого из бюджета, определен специальными нормами статьи 176 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Пунктами 6, 8 и 9 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных названным Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
На основании пункта 10 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации при нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка России.
Пунктом 6 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным налогам.
Из материалов дела видно, что камеральная налоговая проверка общества была завершена 10.01.2009, а заявление обществом подано 26.01.2009. Только 05.03.2009 и 06.03.2009 платежными поручениями N 396 инспекция возвратила обществу сумму в размере 160 003 383 рубля 80 копеек с нарушением установленного статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации срока возврата налога.
Поскольку период просрочки длится по день, предшествующий дате фактического перечисления казначейством соответствующих сумм налогоплательщику, то начисление процентов по данному делу завершено 04.03.2009 и 05.03.2009 (даты, предшествующей поступлению суммы налога на банковский счет налогоплательщика).
Исходя из этого, сумма процентов исчислена с 11.02.2009 по 04.03.2009 и 05.03.2009 и составила 1 310 359 рублей 94 копейки. Представленный расчет проверен судом первой инстанции и признан арифметически верным.
Ссылка налогового органа на то, что проценты следует исчислять с даты повторно направленного заявления о возврате налога (11.02.2009) обоснованно не принята судами, так как проценты исчисляются с 12 дня после завершения камеральной проверки, и общество исчисляло проценты, начиная с 12 дня после первоначальной подачи заявления о возврате налога от 26.01.2009.
Нормы права применены судебными инстанциями правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
С учетом изложенного оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2010 по делу N А32-52061/2009-33/791 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 июля 2010 г. по делу N А32-52061/2009-33/791
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело