Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 августа 2010 г. по делу N А22-78/2010 Суд удовлетворил требования учреждения о признании незаконным предписания управления о прекращении нарушения Закона о защите конкуренции, поскольку взимание учреждением платы за оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов необоснованно квалифицировано управлением как совмещение учреждением функций органа государственного ветеринарного надзора с функциями хозяйствующего субъекта (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 20 августа 2010 г. по делу N А22-78/2010
(извлечение)

ГАРАНТ:

Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2010 г.

Республиканское государственное учреждение "Элистинская городская станция по борьбе с болезнями животных Республики Калмыкия" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия (далее - управление) о признании незаконным предписания от 09.11.2009.

Определением от 18.02.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Региональная служба по тарифам Республики Калмыкии и Министерство сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия.

Решением от 26.03.2010 суд удовлетворил требование учреждения. Решение мотивировано тем, что взимание учреждением платы за оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов необоснованно квалифицировано управлением как совмещение учреждением функций органа государственного ветеринарного надзора с функциями хозяйствующего субъекта.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение. Управление полагает, что суд неполно исследовал фактические обстоятельства по делу и недостаточно оценил доводы управления.

В отзыве на кассационную жалобу Министерство сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия (далее - министерство) просит оставить без изменения решение суда первой инстанции, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 16.08.2010 до 14 часов 00 минут 19.08.2010.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей учреждения и министерства, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 09.11.2009 вынесено предписание, которым республиканскому государственному учреждению "Элистинская городская станция по борьбе с болезнями животных Республики Калмыкия" предложено прекратить нарушение частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", а именно: не взимать плату с хозяйствующих субъектов за оформление и выдачу сопроводительной ветеринарной документации (ветеринарных свидетельств формы N 1, 2 и 3 и ветеринарной справки формы N 4) при проведении государственного ветеринарного надзора. Кроме того, предписано прекратить и не допускать совмещение функций органа государственного ветеринарного надзора с функциями хозяйствующего субъекта.

Названное предписание основано на решении управления от 09.11.2009 по делу N 01-182, в котором указано, что в действиях учреждения усматриваются признаки нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку начальником учреждения устанавливались расценки ветеринарно-санитарных экспертиз на убойных предприятиях г. Элисты при осуществлении функций государственного ветеринарного надзора, тем самым допущено совмещение функций органа исполнительной власти и хозяйствующего субъекта. Из решения управления следует, что учреждение осуществляет предпринимательскую деятельность в виде получения платы за оформление и выдачу сопроводительной ветеринарной документации (ветеринарных свидетельств формы N 1, 2 и 3 и ветеринарной справки формы N 4), в то время как выдача подобных документов является контрольно-надзорной функцией в сфере ветеринарии и должна осуществляться бесплатно в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". В мотивировочной части решения также указано, что учреждение осуществляло действия, направленные на взимание платы за выдачу ветеринарных сопроводительных документов при осуществлении государственного ветеринарного надзора, препятствующие осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в сфере производства, заготовки, переработки, транспортировки, хранении и реализации продуктов и сырья животного происхождения, кормов для животных и, которые имеют (могут иметь) своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, так как осуществить вывоз животных (живым весом) за пределы республики мясоперерабатывающим предприятиям г. Элисты будет выгоднее. Своими действиями учреждение привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в нарушение частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Не согласившись с указанным предписанием, учреждение обратилось в арбитражный суд.

Суд установил, что начальник республиканского государственного учреждения "Элистинская городская станция по борьбе с болезнями животных Республики Калмыкия" не устанавливал расценки за проведение ветеринарно-санитарных экспертиз на убойных предприятиях г. Элисты. Прейскурант цен на платные ветеринарные услуги, оказываемые государственными ветеринарными учреждениями Республики Калмыкия, утвержден Министерством сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия и согласован с Региональной службой по тарифам Республики Калмыкия. Данное обстоятельство документально управлением не опровергнуто.

Пунктом 3.48 Положения о Министерстве сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18.12.2007 N 459, предусмотрено, что министерство устанавливает по согласованию с Региональной службой по тарифам Республики Калмыкия тарифы и расценки на услуги, оказываемые учреждениями государственной ветеринарной сети республики.

При анализе данных о расценках при проведении ветеринарно-санитарных экспертиз на убойных предприятиях г. Элисты, суд установил, что расценки соответствуют указанному прейскуранту, за исключением одной позиции, касающейся клеймения туш. Начальник учреждения пояснил, что в прейскуранте указана стоимость 1 клейма туши крупнорогатого скота, лошади и свиньи, но, учитывая, что по инструкции на туше проставляется 4 клейма, в данных о расценках стоимость клеймения указана в сумме за 4 клейма.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Органами государственного ветеринарного надзора в силу пункта 2 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 N 706 в редакции от 16.04.2001 N 295, являются управления, учреждения и организации Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, в том числе станции по борьбе с болезнями животных.

В Уставе учреждения основным предметом деятельности указано осуществление государственного ветеринарного надзора на закрепленной территории, направленного на ее охрану от заноса заразных болезней животных, профилактику, лечение болезней животных.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что учреждение является некоммерческой организацией, создано с целью поддержания эпизоотического благополучия и обеспечения качества и безопасности продукции на территории Республики Калмыкия.

Некоммерческие организации согласно пункту 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 N 898 в соответствии с Законом Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) разработаны и утверждены Правила оказания платных ветеринарных услуг, определяющие порядок и условия предоставления платных ветеринарных услуг владельцам (физическим лицам) животных, продуктов животноводства и других видов продукции, подконтрольной ветеринарной службе. Указанными Правилами к платным услугам отнесены оформление и выдача ветеринарных документов (ветеринарные проходные свидетельства, сертификаты, справки, паспорта, регистрационные удостоверения и др.).

Принимая во внимание нормы Закона о ветеринарии и Правила, суд сделал правильный вывод о том, что оформление и выдача заявителем по делу ветеринарных сопроводительных документов на платной основе не связана с мероприятиями по осуществлению государственного контроля (надзора), проводимого в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)", в связи с чем не может препятствовать, ограничивать конкуренцию и ущемлять интересы хозяйствующих субъектов в сфере производства, заготовки, переработки, транспортировки, хранении и реализации продуктов и сырья животного происхождения, кормов для животных.

Статья 3 Закона о ветеринарии не относит к исключительному ведению Российской Федерации в области ветеринарии вопросы выдачи ветеринарных сопроводительных документов на платной основе, данные вопросы могут быть урегулированы на уровне субъекта Российской Федерации, при отсутствии нарушения частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Факты выдачи на платной основе ветеринарных сопроводительных документов подтверждаются материалами дела. Размер платы за выдачу ветеринарных сопроводительных документов установлен прейскурантом цен, утвержденным министром сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия и согласованным с председателем Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия (том 1, л. д. 19 - 31).

Суд всесторонне и полно исследовал фактические обстоятельства по делу, оценил представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц и, сделав правильный вывод о том, что оспариваемое предписание управления противоречит действующему антимонопольному законодательству и нарушает права и законные интересы учреждения, обоснованно признал его незаконным.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суд оценил с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нормы права при рассмотрении дела применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение обжалуемого судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:

решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.03.2010 по делу N А22-78/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 августа 2010 г. по делу N А22-78/2010


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело