Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 1 сентября 2010 г. по делу N А32-50015/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 1 сентября 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Армавирсантехмонтаж" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю (далее - управление) с заявлением о признании незаконными действий управления, выразившихся во внесении в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости принадлежащих обществу земельных участков:
- площадью 5109 кв. м с кадастровым номером 23:38:0105002:29 в размере 27 868 930 рублей 83 копейки, исходя из стоимости 1 кв. м равной 5454 рубля 87 копеек;
- площадью 1867 кв. м с кадастровым номером 23:38:0105002:7 в размере 10 146 062 рубля 14 копеек, исходя из стоимости 1 кв. м равной 5434 рубля 42 копейки;
- площадью 1011 кв. м с кадастровым номером 23:380105002:6 в размере 5 483 391 рубль 03 копейки, исходя из стоимости 1 кв. м равной 5423 рублей 73 копейки. Призании неподлежащими применению со дня их внесения в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости принадлежащих обществу земельных участков (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены администрация Краснодарского края, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Армавиру Краснодарского края (далее - инспекция).
Решением от 16.02.2010, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2010 заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что заявителем не пропущен срок на обжалование действий заинтересованного лица, при этом управление неправомерно внесло изменения в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка на основании нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, опубликованного не в полном объеме, что противоречит статье 15 Конституции Российской Федерации.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и апелляционное постановление, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указано на то, что сделанный судами вывод об отсутствии оснований для пропуска срока на обжалование является необоснованным, поскольку заявитель узнал или должен был узнать о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об оспариваемой кадастровой стоимости спорного земельного участка не позднее 01.03.2008. Полный текст распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - распоряжение от 29.12.2007 N 1202-р) опубликован на официальном сайте управления.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения.
От инспекции поступило ходатайство (посредством факсимильной связи) о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителя.
В судебном заседании представитель общества повторил доводы отзыва.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 23:38:0105002:29, 23:38:0105002:7, 23:38:0105002:6 площадью 5109 кв. м, 1867 кв. м, и 1011 кв. м соответственно (т. 1, л. д. 15 - 25).
Из представленных в материалы дела кадастровых паспортов от 21.04.2006 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0105002:0008 составляет 6 173 246 рублей 70 копеек; с кадастровым номером 23:38:0105002:0007 составляет 1 950 491 рублей 04 копейки; с кадастровым номером 23:38:0105002:0006 составляет 1 056 211 рублей 27 копеек (т. 1, 31 - 33).
Согласно кадастровым паспортам земельных участков от 07.10.2009 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0105002:29 составляет 27 868 930 рублей 83 копейки; с кадастровым номером 23:38:0105002:7 составляет 10 146 062 рублей 14 копеек; с кадастровым номером 23:38:0105002:6 составляет 5 483 391 рублей 03 копейки (т. 1, л. д. 34 - 41).
Изменение кадастровой стоимости указанных земельных участков обусловлено утверждением распоряжением от 29.12.2007 N 1202-р результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края.
Полагая, что управление при расчете кадастровой стоимости незаконно применило нормативный правовой акт, не опубликованный в полном объеме в установленном законом порядке в средствах массовой информации и не подлежащий применению, общество обратилось в суд.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
Удовлетворяя заявленные требования, суды, пришли к правильному выводу о том, что распоряжение N 1202-р по своей форме и содержанию отвечает признакам нормативного правового акта, поскольку в нем изложены правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, и рассчитанные на неоднократное применение. Однако указанное распоряжение не было официально опубликовано в установленном законом порядке, поэтому не подлежало применению.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом.
Пунктами 1, 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, устанавливаемая в соответствии с земельным законодательством.
В пункте 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации подтверждено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с изменениями), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, по смыслу приведенных норм акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете.
В силу положений статей 44, 45 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Никто не может быть подвергнут правоограничениям на основании нормативного акта края, который официально не опубликован для всеобщего сведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 упомянутого Закона официальным опубликованием нормативных правовых актов края признается первая публикация их полного текста в газете "Кубанские новости" или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, опубликование части нормативного акта, или выдержек из него, равно как и упоминание о подписании нормативного правового акта, не может быть признано его официальным опубликованием. Суды установив, что при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка управление руководствовалось нормативным правовым актом, который опубликован не полностью обоснованно пришли к выводу о незаконности его действий.
Основным доводом кассационной жалобы является вопрос о необоснованности выводов судов о том, что обществом не пропущен срок на обжалование действий заинтересованного лица.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Срок для обращения в арбитражный суд исчисляется с даты, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.
Судами установлено, что заявителем не пропущен срок на обжалование в судебном порядке действий управления, так как в материалах дела отсутствуют доказательства доведения до общества сведений о кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков за спорный период времени. Вывод судебных инстанций не подлежит переоценке в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает, что основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2010 по делу N А32-50015/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 сентября 2010 г. по делу N А32-50015/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело