Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 20 августа 2010 г. по делу N А53-29140/2009
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 апреля 2011 г. N 17013/10 настоящее постановление отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2010 г.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении ООО "Фортуна" (далее - общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.01.2010, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что налоговая инспекция не доказала осуществление обществом по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 203, деятельности по организации и проведению азартных игр. Пункт приема платежей не является кассой букмекерской конторы.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты. Податель жалобы указывает, что в пункте приема платежей фактически осуществляется прием ставок. Лицензия на осуществление азартных игр по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 203 не представлена.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представители общества повторили доводы, изложенные в отзыве.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы жалобы, отзыва и выслушав представителей общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 13.11.2009 налоговая инспекция провела проверку соблюдения обществом Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Установлено, что по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 203, общество осуществляет деятельность по приему ставок букмекерской конторы. На момент проверки в указанном помещении находились посетители, на стенах развешена информация о деятельности общества и результаты спортивных событий, указана информация о режиме работы обособленного подразделения (пункт приема ставок) N 25.
Общество имеет лицензию от 30.06.2009 N 5 на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. При этом в лицензии указаны следующие места нахождения и места осуществления лицензируемого вида деятельности: г. Ростов-на-Дону, ул. Шаумяна, д. 64, оф. 01; г. Ростов-на-Дону, ул. 20 линия, д. 22, Литер Л. Обособленное подразделение общества, расположенное по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 203, в лицензии отсутствует.
Выявленные нарушения зафиксированы в протоколе осмотра от 13.11.2009 N 13/11-1. В отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 16.11.2009 N 33 по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.
Суд первой и апелляционной инстанции отказал в удовлетворении требований о привлечении общества к административной ответственности, указав, что налоговым органом не доказан факт осуществления заинтересованным лицом по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 203, деятельности по организации и проведению азартных игр. Данное обособленное подразделение не соответствует признакам кассы букмекерской конторы.
Часть 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным Законом N 244-ФЗ, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 статьи 5 Закона N 244-ФЗ).
Согласно пункту 14 статьи 4 Закона N 244-ФЗ букмекерская контора - игорное заведение или части игорного заведения, в которых организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр. Букмекерские конторы и тотализаторы (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 104 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит лицензированию.
В пункте 9 статьи 4 Закона N 244-ФЗ указано, что лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах - это документ, выдаваемый в соответствии с указанным Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Порядок лицензирования юридических лиц по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон определен Положением о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2007 N 451. Пунктом 2 указанного Положения установлено, что лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах осуществляется Федеральной налоговой службой.
Статья 364 Налогового кодекса Российской Федерации определяет кассу букмекерской конторы, как специально оборудованное место у организатора игорного заведения, где учитываются общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.
При этом организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса в части организации букмекерской конторы, может создавать сеть пунктов, объединенных в единую систему, которые принимают ставки на исход какого-либо конкретного события, а также выплачивают соответствующие выигрыши. Общая сумма сделанных ставок учитывается в головном подразделении организации, организующей букмекерскую контору.
Следовательно, пункт приема ставок не является кассой букмекерской конторы и не может быть признан объектом налогообложения при условии отсутствия учета в нем общей суммы ставок и определении суммы выигрыша, подлежащей выплате.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, прием ставки производится по месту расположения аппаратно-технического комплекса (в центральном офисе букмекерской конторы по адресу, указанному в лицензии (г. Ростов-на-Дону, ул. 20-я Линия, д. 22). После успешного приема ставки, АТК передает по каналам связи информацию на требуемый пункт приема платежей. Сотрудник пункта приема платежей получает от клиента денежное обеспечение ставки и распечатывает ему подтверждающий документ. Определение результата азартной игры (спортивного события), а также расчет и выплата выигрыша производится также в АТК. Информация о результате передается аналогичным образом на пункт приема платежей. Учет ставок и определение суммы выигрыша производится в кассе букмекерской конторы. В пункте приема платежей учет и расчет ставок не осуществляется.
Налоговая инспекция в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила доказательства того, что пункт приема ставок обладает признаками кассы букмекерской конторы, а также подтверждения осуществления по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 203, деятельности по организации азартных игр.
Таким образом, вывод судебных инстанций об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствует обстоятельствам дела.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.01.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010 по делу N А53-29140/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 августа 2010 г. по делу N А53-29140/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 апреля 2011 г. N 17013/10 настоящее постановление отменено