Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 27 августа 2010 г. по делу N А32-48228/2009-25/2009-25/437
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2010 г.
ООО "Аквапарк" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Новороссийску Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) от 22.06.2009 N 90д2 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.03.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован следующим: присвоенный ОКВЭД не может служить основанием для освобождения от налогообложения; применение налоговых льгот, предусмотренных статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определяется актами законодательства о налогах о сборах; оказание услуг в сфере искусства и культуры организацией, не указанной в подпункте 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса, не освобождает общество от начисления и уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2010 решение суда от 09.03.2010 отменено, решение налоговой инспекции признано недействительным. Суд сделал вывод, что реализация входных билетов в аквапарк не подлежит обложению НДС.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда. По мнению подателя жалобы, у общества не имеется оснований для применения льготы, предусмотренной подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса; присвоение соответствующего ОКВЭД не свидетельствует об освобождении от уплаты налога.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы жалобы и отзыва.
В заседании объявлялся перерыв до 9.30 27.08.2010.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция в 2009 году провела выездную налоговую проверку общества по вопросам правильности исчисления, удержания и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2005 по 30.07.2008. Выявленные в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте выездной налоговой проверки от 25.05.2009 N 38д2. По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных обществом возражений в присутствии представителя общества, 22.06.2009 принято решение N 90д2 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в виде взыскания 998 045 рублей штрафа за неполную уплату НДС по пункту 1 статьи 122 Кодекса, доначислении 4 990 228 рублей НДС и 1 114 554 рублей пени.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю от 27.08.2009 N 16-12-506-1141 решение налоговой инспекции от 22.06.2009 N 90д2 оставлено без изменения, а жалоба общества - без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением налоговой инспекции, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о наличии у общества права на льготу, предусмотренную подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса.
В соответствии со статьей 143 Кодекса общество в проверяемом периоде являлось плательщиком НДС.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. В силу пункта 1 статьи 56 Кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
На основании подпункта 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым относится, в том числе, реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.
К учреждениям культуры и искусства для целей правового регулирования главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.
По смыслу названной нормы права возможность применения плательщиками налога спорной льготы обусловлена не организационно-правовой формой последних, а сферой применения и характером оказываемых ими услуг, т. е. видом деятельности. При этом согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса к реализации услуг в сфере культуры и искусства отнесена, в том числе, реализация налогоплательщиками входных билетов на посещение аттракционов в парках культуры и отдыха, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности. Таким образом, при реализации указанных билетов выявляется стоимостная оценка результатов деятельности налогоплательщика, выразившихся в создании и оказании услуг по проведению названных мероприятий. Данная позиция, согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15.03.2010 N ВАС-2738/10.
В проверяемый период общество реализовывало билеты на посещение аттракционов парка, которые содержат все необходимые реквизиты бланка строгой отчетности, образец которого утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.02.2000 N 20н "Об утверждении бланков строгой отчетности" и зарегистрированы в журналах регистрации входных билетов на посещение аттракционов парка.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции установил, что в регистрационном деле общества имеется информационное письмо от 13.03.2000 N 40163 об учете в статистическом регистре ЕГРПО в соответствии с представленными учредительными документами ООО "Аквапарк", согласно которому обществу присвоены коды ОКПО, ОКОГУ, ОКАТО, ОКОНХ в том числе ОКОНХ - 93160 - "парк культуры и отдыха" (том 4, л. д. 68). Данная информация подтверждается письмом НМОГС от 29.01.2003 N 43344, согласно которому общество осуществляет деятельность в соответствии с кодом ОК ОКВЭД - ОК 029-2001 92.33 - деятельность ярмарок и парков с аттракционами относящейся к подклассу 92.3 - прочая зрелищно-развлекательная деятельность, которая, в свою очередь, относится к классу 92 - деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта.
Указанные обстоятельства суд апелляционной инстанции положил в основу вывода о том, что общество осуществляет вид деятельности согласно ОКВЭД 92.33. - "деятельность ярмарок и парков с аттракционами", т. е. общество оказывает услуги, которые следует квалифицировать как культурно-массовые и зрелищно-развлекательные мероприятия.
При этом суд правомерно отклонил довод налоговой инспекции о том, что реализованные обществом билеты являются билетами на посещение аквапарка в целом, а не аттракционов, которые находятся внутри аквапарка. Суд сослался на приказы общества за 2005, 2006 и 2007 годы, которыми утвержден перечень дополнительных бесплатных услуг на территории ООО "Аквапарк" (пользование душем, бассейном, туалетом, шезлонгами и просмотр и участие в культурно-массовых программах в дни показа), на основании чего сделал вывод, что в стоимость билетов входит именно пользование аттракционами. Доказательства обратного налоговая инспекция в нарушение статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила.
При таких обстоятельствах решение налоговой инспекции правомерно признано недействительным.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2010 по делу N А32-48228/2009-25/2009-25/437 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 августа 2010 г. по делу N А32-48228/2009-25/2009-25/437
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело