Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 20 сентября 2010 г. по делу N А32-13082/2010-51/216-100АЖ
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2010 г.
ФГУ "Азово-Черноморское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю (далее - управление) от 18.03.2010 N 03-074-01-ОП-10 по делу о привлечении к административной ответственности по статье 8.35 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 300 тыс. рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях учреждения имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.35 Кодекса. Факт добычи черноморского лосося (кумжи) с нарушением установленных правил подтверждается материалами дела.
В кассационной жалобе учреждение просит судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, в действиях учреждения не имеется состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.35 Кодекса. Учреждение не нарушало правила добычи черноморского лосося (кумжи).
В отзыве на кассационную жалобу управление просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представители повторили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 27.08.2009 управление выдало учреждению разрешения N 56 и N 57 на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации.
Разрешением от 27.08.2009 N 56 учреждению согласно заявленной цели разрешен отлов 21 особи черноморского лосося (кумжи), способ отлова - сетями в пределах реки Мзымта Краснодарского края. Отлов осуществляется в целях искусственного воспроизводства, затем, после получения половых продуктов, живые производители сохраняются как маточное стадо.
Разрешением от 27.08.2009 N 57 учреждению согласно заявленной цели разрешен отлов 10 особей черноморского лосося (кумжи), способ отлова - сетями в пределах реки Шахе Краснодарского края. Отлов осуществляется в целях искусственного воспроизводства, затем после получения половых продуктов живые производители сохраняются как маточное стадо.
В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий за выполнением условий, предусмотренных разрешениями от 27.08.2009 N 56 и N 57, управление установило, что в нарушение условий указанных разрешений при проведении работ по добыванию черноморского лосося (кумжи) специалист управления не привлечен, контроль за добыванием не осуществлялся.
Кроме того, в представленных в управление использованных разрешениях в пункте "Краткий отчет об использовании разрешения" "Подпись лица, осуществляющего контроль за добыванием" стоит подпись лица, не являющегося сотрудником управления.
Управление установило, что учреждение не представило акт с указанием количества добытых объектов животного мира, времени, места, орудий лова, фамилий лиц, ответственных и привлеченных для добывания. Учреждением не представлен подробный отчет о результатах добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации.
Постановлением управления от 18.03.2010 N 03-074-01-ОП-10 учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения (нарушение условий, предусмотренных разрешением, и установленного порядка использования разрешения), ответственность за которое предусмотрена статьей 8.35 Кодекса, ему назначено наказание в виде 300 тыс. рублей административного штрафа.
Учреждение, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 8.35 Кодекса уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добывание, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой.
В соответствии с частью 1 статьи 60 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 N 158 "О Красной книге Российской Федерации" изъятие из естественной природной среды объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5.3.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, установлено, что использование объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, производится лишь на основании лицензии (разрешения).
Выданные учреждению разрешения содержат сведения: о виде добываемого животного, его количестве, способе отлова, целях отлова, лица, ответственного за добывание. В качестве специального условия разрешения указано, что после получения половых продуктов живые производители сохраняются как маточное стадо. Иные условия разрешения N 56 и N 57 не содержат.
Объективная сторона добывания животных и сбора растений без разрешения, с нарушением условий, указанных в разрешении на добывание, с нарушением иного установленного порядка, может состоять в добывании их вопреки общему или специальному запрету (в случае отказа в выдаче разрешения), либо в добывании их орудиями и способами, не обеспечивающими избирательность действия и не снижающими нанесение физических и психических травм животным, либо в нарушении условий добывания по возрасту, срокам и иным показателям, либо в добывании для других целей, а не для содержания в неволе диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу, либо не для целей научной работы, например, по восстановлению популяций редких растений, а для иных, непредусмотренных разрешением, а также в нарушении порядка их выпуска в естественную природную среду, представлении пользователем неверных данных в документах.
Следовательно, для привлечения к административной ответственности по статье 8.35 Кодекса следует установить факт добывания животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, без надлежащего разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка.
В соответствии с пунктами 4 - 6 Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.1997 N 13 в редакции постановления от 22.04.2009 N 351, лица, получившие разрешения, регистрируют их в территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования; по факту каждого добывания на месте составляется акт с указанием количества добытых объектов животного мира, времени, места, орудий добывания, фамилий лиц, ответственных и привлеченных для добывания; разрешение с отметкой территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и отчет о результатах добывания возвращаются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в 2-месячный срок после окончания срока действия разрешения.
Суд установил, что учреждением представлен отчет об использовании разрешения о проведенных работах по добыванию в соответствии с разрешением на добывание объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, от 27.08.2009 N 56 и акт добычи водных биоресурсов, поступившие в управление 16.02.2010. Вывод суда о том, что данные документы содержат информацию, подтверждающую отсутствие контроля при производстве работ по добыванию за установленным порядком использования разрешения и Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, не соответствует нормам материального права, поскольку ни Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ни постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 N 158 "О Красной книге Российской Федерации", ни Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, ни Правила добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.1997 N 13 в редакции постановления от 22.04.2009 N 351, ни Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденный приказом Минприроды России от 30.04.2009 N 123, не содержат в качестве обязательных условия: о добывании объектов животного мира в присутствии представителей управления и составления акта добывания и отчета о результатах добывания с участием представителей управления.
Необоснованна ссылка управления на выдачу 28.05.2009 учреждению мотивированного заключения о возможности добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, в соответствии с которым контроль за соблюдением правил добычи и выпуска в маточное стадо объектов животного мира осуществляется в присутствии специалистов управления. Нормами законодательства, регулирующими порядок добывания указанных объектов животного мира, не установлена обязанность такого участия представителей управления.
При таких обстоятельствах судебный акт подлежит отмене, поскольку судом неправильно применена норма права.
Требование общества следует удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2010 по делу N А32-13082/2010-51/216-100АЖ отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 18.03.2010 N 03-074-01-ОП-10.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 сентября 2010 г. по делу N А32-13082/2010-51/216-100АЖ
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело