Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 13 октября 2010 г. по делу N А15-637/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 7 октября 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2010 г.
ООО "Кизлярский универсальный рынок" (далее - общество) обратилось в Кизлярский городской суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Кизлярского межрайонного комитета по экологии и природопользованию (далее - комитет) от 09.02.2010 N 4 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 250 тыс. рублей штрафа.
Определением Кизлярского городского суда от 24.02.2010 производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора.
Решением Верховного суда Республики Дагестан от 24.03.2010 определение суда отменено, дело направлено в Арбитражный суд Республики Дагестан.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.05.2010 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован отсутствием в действиях общества состава правонарушения и нарушением комитетом предусмотренного Кодексом порядка привлечения к административной ответственности.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.06.2010 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава правонарушения и соблюдением комитетом предусмотренного Кодексом порядка привлечения к административной ответственности.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить решение суда в силе. В кассационной жалобе общество указывает на нарушение комитетом предусмотренного Кодексом порядка привлечения к административной ответственности, выразившегося в рассмотрении материалов административного дела в отсутствие законного представителя общества, не уведомленного надлежащим образом о времени и месте их рассмотрения. Кроме того, общество указывает на проведение проверки в нарушение положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В отзыве на кассационную жалобу комитет просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представители общества и комитета повторили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, комитет на основании требования прокуратуры г. Кизляра от 29.01.2010 N 02-01/09-2010 провел внеплановую проверку деятельности общества на предмет соблюдения природоохранного законодательства.
В ходе проведения проверки комитет установил, что в процессе деятельности общества образуются отходы производства и потребления, относящиеся к I, III, IV и V классам опасности, при отсутствии учета отходов. Складирование биотходов осуществляется совместно с другими видами отходов. Жидкие отходы без предварительной очистки сбрасываются в русло магистрального канала. Лица, допущенные к обращению с отходами I, III и IV классов отходов, не прошли профессиональную подготовку. Вывоз отходов осуществляет лицо, не имеющее лицензии. Статистический отчет по форме 2-ТП обществом не представляется, платежи за негативное воздействие на окружающую среду не внесены. По результатам проверки составлен акт от 02.02.2010 N 5.
По факту выявленных нарушений требований Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 02.02.2010 N 4 по признакам правонарушений, предусмотренных статьями 8.1, 8.2 и 8.41 Кодекса.
Постановлением комитета от 09.02.2010 N 4 общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса в виде 250 тыс. штрафа.
Общество, не согласившись с данным постановлением, обратилось в суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, а также нарушением комитетом предусмотренного Кодексом порядка привлечения к административной ответственности, выразившегося в рассмотрении материалов дела в отсутствие законного представителя общества, не уведомленного надлежащим образом о времени и месте их рассмотрения. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении комитетом положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения и соблюдении комитетом предусмотренного Кодексом порядка привлечения к административной ответственности. Суд апелляционной инстанции также пришел к выводу о том, что положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не могут быть применены, поскольку у комитета отсутствовала обязанность согласования проведения проверки с прокуратурой при наличии требования о ее проведении.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения проверки комитет выявил нарушение обществом положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", выразившихся в следующем: в процессе деятельности общества образуются отходы производства и потребления относящиеся к I, III, IV и V классам опасности, при отсутствии учета отходов. Складирование биотходов осуществляется совместно с другими видами отходов. Жидкие отходы без предварительной очистки сбрасываются в русло магистрального канала. Лица, допущенные к обращению с отходами I, III и IV классов отходов не прошли профессиональную подготовку. Вывоз отходов осуществляет лицо, не имеющее лицензии. Статотчет по форме 2-ТП обществом не представляется, платежи за негативное воздействие на окружающую среду не вносятся.
Выявленные нарушения зафиксированы в одном протоколе об административном правонарушении с указанием на наличие признаков правонарушений, предусмотренных статьями 8.1, 8.2 и 8.41 Кодекса.
Оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса в виде 250 тыс. рублей штрафа.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал, что комитет не нарушил требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ " О защите право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку проверка осуществлена на основании требования прокурора г. Кизляр от 29.01.2010 N 02-01/09-2010.
Необоснован довод общества о нарушении комитетом процедуры привлечения к административной ответственности.
О надлежащем и своевременном извещении комитетом общества о рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности свидетельствует то, что при составлении протокола об административной ответственности 02.02.2010 присутствовал директор общества, и он был уведомлен о рассмотрении материалов административного дела 09.02.2010. Кроме этого, извещение о рассмотрении дела об административном правонарушении вручено директору общества 09.02.2010. Следовательно, законный представитель общества на момент рассмотрения административного дела, назначенного на 10 час. 00 мин. 09.02.2010, был надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения материалов административного дела.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, всесторонне, полно и объективно исследованных судом. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.
Нормы права при рассмотрении дела применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2010 по делу N А15-637/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 октября 2010 г. по делу N А15-637/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело