Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 18 октября 2010 г. по делу N А25-1521/2009
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 августа 2011 г. N Ф08-5105/11 по делу N А25-1520/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2010 г.
ОАО "Южная телекоммуникационная компания" в лице Карачаево-Черкесского филиала (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - антимонопольный орган) от 28.04.2009 N 49 и исключении соответствующих сведений из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Карачаево-Черкесской Республике, ОАО международной и междугородной электрической связи "Ростелеком".
Решением суда от 27.02.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.05.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что общество правомерно и обоснованно включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, оспариваемым приказом нарушены права и законные интересы общества. Антимонопольный орган нарушил требования антимонопольного законодательства в ходе анализа товарного рынка при определении продуктовых границ, состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, при расчете объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке. Аналитический отчет не содержит полной и объективной оценки состояния исследуемого товарного рынка и конкурентной среды на рынке и не может являться основанием для включения общества в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов. Суд не дал оценку тому, что не позднее трех рабочих дней со дня издания приказа о включении в реестр, высылается копия аналитического отчета, которая подлежит передаче в ответственное структурное подразделение. Аналитический отчет не соответствует требованиям пунктов 3.6 и 3.7 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 N 6 (далее - Административный регламент).
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган настаивает на том, что общество в период с 01.01.2008 по 31.12.2008 постоянно оказывало услуги по организации и соединению между оборудованием сторонних операторов. В ходе проведения анализа не выявлены другие организации на исследуемом товарном рынке, временные, продуктовые и географические границы которого определены в соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.04.2006 N 108 "Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке". Антимонопольный орган считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 05.10.2010 объявлен перерыв до 14 часов 15 минут 11.10.2010, после завершения которого судебное заседание продолжено.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, на основании аналитического отчета по результатам анализа рынка оказания услуг по организации и предоставлению услуг соединений между оборудованием сторонних операторов в Карачаево-Черкесской Республике приказом антимонопольного органа от 28.04.2009 N 49 общество включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов (далее - Реестр).
В приложении к указанному приказу наименование хозяйствующего субъекта названо следующим образом: ОАО "Южная телекоммуникационная компания" в лице филиала по Карачаево-Черкесской Республике.
Антимонопольный орган своим приказом от 20.08.2009 N 134 внес изменения в приложение к приказу от 28.04.2009 N 49, изложив наименование хозяйствующего субъекта в следующей редакции: ОАО "Южная телекоммуникационная компания" в лице Карачаево-Черкесского филиала.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании названного приказа недействительным, считая, что отсутствуют основания для признания его хозяйствующим субъектом, имеющим долю в размере более 35 процентов на рынке организации и предоставления услуг соединений между оборудованием сторонних операторов в Карачаево-Черкесской Республике. Заявление мотивировано тем, что при анализе и оценке состояния конкурентной среды на данном товарном рынке не учтены необходимые критерии и не выяснены имеющие существенное значение обстоятельства.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов. Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 N 896 (далее - Правила формирования и ведения реестра), Реестр является государственным информационным ресурсом и представляет собой базу данных о хозяйствующих субъектах, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - хозяйствующий субъект).
Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется антимонопольным органом по результатам анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, который проводится в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции". Результаты анализа отражаются в аналитическом отчете (пункт 8 Правил формирования и ведения реестра).
В соответствии с пунктом 13 Правил формирования и ведения реестра основаниями для принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в Реестр является, в частности, аналитический отчет, подготовленный по итогам анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного антимонопольным органом по собственной инициативе.
Судебные инстанции установили, что анализ товарного рынка, результаты которого представлены в аналитическом отчете, проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.04.2006 N 108 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка антимонопольный орган определил временной интервал товарного рынка (с 01.01.2008 по 31.01.2008), продуктовые границы (присоединение сетей электросвязи - установление технико-технологического взаимодействия средств связи двух сетей связи, при котором становится возможным пропуск трафика между этими сетями, минуя другие сети связи), географические границы товарного рынка, установил состав операторов, заинтересованных в организации и предоставлении услуг соединения между их оборудованием, установил отсутствие иных поставщиков на рынке данных услуг в соответствующих географических границах, кроме общества, а также произвел расчет объема товарного рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке и сделал вывод о том, что общество занимает более чем 35 процентов на локальном товарном рынке.
Заявитель не оспаривает, что с 2003 года предоставлял услуги соединений между оборудованием сторонних операторов (ОАО "Арктел", ОАО "Мобильные ТелеСистемы", ОАО "Вымпелком - коммуникации", ООО "Межрегиональный Транзит Телеком", ЗАО "Мобиком-Кавказ", ЗАО "Нестер"), и положение общества на этом рынке услуг обусловлено деятельностью субъекта естественной монополии в сфере оказания услуг общедоступной электросвязи в связи с наличием технологической инфраструктуры, сети которой охватывают всю территорию Карачаево-Черкесской Республики.
Суды первой и апелляционной инстанций на основании всестороннего, объективного и полного исследования представленных в материалы дела доказательств пришли к правильному выводу о том, что антимонопольный орган правильно ограничил географические границы товарного рынка территорией Карачаево-Черкесской Республики. При этом антимонопольный орган в полной мере учел административные и стоимостные барьеры, ограничивающие экономическую возможность заказчиков приобрести рассматриваемые услуги за пределами указанных границ.
Ссылка общества на наличие у других компаний, действующих на территории Карачаево-Черкесской Республики, возможности использовать принадлежащее им оборудование в целях организации без каких либо затрат некоммутируемых транзитных соединений между оборудованием сторонних операторов, не может быть принята во внимание без документального подтверждения действия данных компаний на том же товарном рынке, в тот же временной период и в тех же географических границах, что и общество. В 2008 году услуги соединений между оборудованием сторонних операторов на территории Карачаево-Черкесской Республики оказывались только на технических площадях общества. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Судебные инстанции проверили доводы общества о том, что фактически анализ проведен за недопустимо короткий временной интервал (второе полугодие 2008 года), что повлияло на результаты исследования, и отклонили его.
Согласно пункту 9 Порядка временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования особенностей товарного рынка и доступности информации. Анализ проведен за весь 2008 год, на протяжении которого общество оказывало исследованные услуги, со второго полугодия 2008 года данная услуга стала предоставляться по договорам и на платной основе.
Не может быть принята во внимание ссылка общества на несоответствие аналитического отчета требованиям пунктов 3.6 и 3.7 Административного регламента. Допущенные в процессе проведенного исследования недостатки не влияют на законность оспариваемого приказа, поскольку о его незаконности может свидетельствовать лишь недоказанность наличия у общества более чем 35 процентов доли на исследуемом рынке.
На основании изложенного судебные инстанции сделали правильный вывод о соблюдении требований включения хозяйствующего субъекта в Реестр, верном установлении временных, продуктовых и географических границ товарного рынка и правильном расчете доли общества на исследованном товарном рынке и обоснованно отказали в удовлетворении заявления общества.
Факт включения общества в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, не нарушает права и законные интересы этого лица, но не позволяет злоупотреблять своим положением по отношению к другим хозяйствующим субъектам.
Выводы суда основаны на исследованных доказательствах, которым в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, нарушения норм материального и процессуального права не установлены.
Согласно требованиям статей 102 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплаченная по кассационной жалобе государственная пошлина относится на общество и возврату не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 27.02.2010 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2010 по делу N А25-1521/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 октября 2010 г. по делу N А25-1521/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело