Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 21 октября 2010 г. по делу N А20-648/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2010 г.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением об аннулировании лицензий N Б068727, Б095757, Б095325, Б096306, Б096241, Б096264 выданных ООО "Моя столица" (далее - общество).
Общество обратилось в арбитражный суд со встречным заявлением о признании недействительным решения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 24.03.2010 N 0114-п о приостановлении действия лицензий.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.07.2010, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2010, заявление управления удовлетворено, в удовлетворении встречных требований обществу отказано; обеспечительные меры по определению суда от 07.06.2010 отменены. Судебные акты мотивированы тем, что отказ руководства общества в допуске лиц, уполномоченных на проверку, на территорию предприятия подтвержден материалами дела. Заявление гражданки Митрофановой В.Д. соответствует требованиям, установленным в статье 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Нарушения положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294) управлением не допущены. Лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензий в случае принятия решения об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензий.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, отказать управлению в удовлетворении заявления, встречные требования удовлетворить. Податель жалобы указывает, что наличие формальных признаков нарушения не является достаточным основанием для аннулирования лицензий. Проверка проведена с нарушениями Закона N 294-ФЗ.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель управления и третьего лица - Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка повторил доводы, изложенные в отзыве.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы жалобы и выслушав представителя управления и третьего лица, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 21.12.2009 N 2 управлением проведена внеплановая проверка общества с целью проверки информации о низком качестве продукции общества и реализации ее по заниженным ценам, содержащейся в заявлении гражданки Митрофановой В.Д., а также информации ДЭБ МВД России о нелегальном производстве и обороте алкогольной продукции, которая свидетельствует о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан и безопасности государства. Проверка согласована с Прокуратурой Кабардино-Балкарской Республики.
26 декабря 2009 года заместителю директора общества Марову Д.И., исполнявшему обязанности генерального директора общества на основании приказа от 15.12.2009 N 27, вручено распоряжение от 21.12.2009 N 2 о проведении с 28.12.2009 по 29.12.2009 внеплановой проверки общества. Данное обстоятельство подтверждено росписью указанного лица на распоряжении от 21.12.2009 N 2.
28 декабря 2009 года составлен акт N 08-15/4-62, согласно которому заместителем директора по безопасности общества Маровым Д.И., управлению не предоставлена возможность провести внеплановую выездную проверку. Обществом допущено нарушение, предусмотренное пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ). Копия акта вручена Марову Д.И.
В связи с непредставлением лицензирующему органу возможности проведения обследования общества на соответствие лицензионным требованиям, в том числе контроля за эксплуатацией автоматических средств измерения и учета концентрации объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему и снятие с них показателей на основании пункта 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка приняла решение от 02.02.2010 N 0034-п о направлении в суд заявления об аннулировании лицензий N Б068727, Б095757, Б095325, Б096306, Б096241, Б096264, выданных обществу. Указанное решение направлено заказной корреспонденцией в адрес общества, что подтверждается реестром об отправке от 15.02.2010.
В связи с изложенным управление обратилось в суд с заявлением об аннулировании лицензий, выданных обществу.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка приняла решение от 24.03.2010 N 0114-п о приостановлении действия лицензий общества до вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензий.
Общество обратилось с встречным заявлением о признании решения от 24.03.2010 N 0114-п недействительным.
Суды полно и всесторонне исследовали обстоятельства дела и представленные доказательства, правильно применили нормы права и обоснованно удовлетворили заявление управления, отказали в удовлетворении встречных требований.
В соответствии со статьей 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции. Лицензии выдаются на осуществление производства, хранения и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата.
Согласно статье 5 Закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся организация и проведение государственного контроля за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и условий, предусмотренных лицензиями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2009 N 810 "Об отдельных полномочиях Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и Федеральной налоговой службы", полномочия по выдаче лицензий, по приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий с 19.10.2009 отнесены к компетенции Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
Как видно из материалов дела, проведение внеплановой выездной проверки согласовано с Прокуратурой Кабардино-Балкарской Республики, распоряжение о ее проведении в соответствии с требованиями части 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ заблаговременно нарочно вручено заместителю генерального директора общества Марову Д.И. (т. 1, л. д. 26); извещение указанного лица также подтверждено свидетельскими показаниями начальника отдела управления Макушина Б.И.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.
В силу пункта 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Одним из оснований аннулирования лицензии является непредставление лицензирующему органу возможности провести обследование организации на соответствие лицензионным требованиям, контроля за эксплуатацией автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему и снятие с них показателей.
Из материалов дела следует, что 28.12.2009 лица, уполномоченные на проведение проверки общества, по распоряжению исполнявшего обязанности генерального директора общества Марова Д.И. не были допущены на территорию предприятия. Допрошенный в качестве свидетеля охранник общества Ломоносов А.Ю., участвовавший в проверке в качестве понятого, подтвердил факт недопуска проверяющих на территорию общества.
Таким образом, вывод суда о доказанности факта отказа руководства общества в допуске лиц, уполномоченных на проведение проверки, на территорию предприятия, соответствует обстоятельствам дела. В кассационной жалобе доводы, опровергающие данное утверждение, отсутствуют.
Ссылка общества на нарушение управлением пункта 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ, выразившееся в том, что Митрофанова В.Д., по жалобе которой назначено проведение внеплановой проверки, не значится по данным адресного бюро в прописке в городе Прохладном, правомерно отклонена судом. Заявление Митрофановой В.Д. соответствует требованиям пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Основанием для проведения проверки также послужило обращение ДЭБ МВД России от 01.12.2009 N 7/6/3-29579, что не противоречит пункту 5 статьи 10, подпунктам "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
Пунктом 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ установлено, что лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда по заявлению лицензирующего органа. Этой же нормой предусмотрено право лицензирующего органа до вступления решения суда в законную силу приостановить действие лицензии.
Следовательно, лицензирующий орган может приостановить действие лицензии в случае обращения в суд с заявлением о ее аннулировании.
При таких обстоятельствах решение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 24.03.2010 N 0114-п о приостановлении действия лицензий общества является законным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Оспаривая правомерность аннулирования лицензий, общество не доказало отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ. Наличие не зависящих от общества причин, воспрепятствовавших проведению внеплановой проверки, не установлено.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.07.2010 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2010 по делу N А20-648/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 октября 2010 г. по делу N А20-648/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело