Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 8 ноября 2010 г. по делу N А63-18273/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 2 ноября 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 ноября 2010 г.
ООО "26 регион" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании незаконным отказа Комитета градостроительства администрации города Ставрополя (далее - комитет) в предоставлении в аренду обществу земельного участка с кадастровым номером 26:12:020104:89 общей площадью 1342 кв. м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, магазин-кафе по ул. Коломийцева, 39А, квартал 612 (далее - спорный земельный участок), для проектировки и организации летней площадки-кафе и обязании администрации города Ставрополя (далее - администрация) в десятидневный срок принять решение о предоставлении в аренду обществу спорного земельного участка.
Решением от 18.03.2010, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2010, требования общества удовлетворены. Суды признали недействительным отказ администрации в лице комитета в предоставлении в аренду обществу спорного земельного участка для проектировки и организации летней площадки-кафе. Кроме того, указанными судебными актами на администрацию возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в аренду обществу спорного участка в целях организации летней площадки-кафе.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Пунктом 5 постановления главы города Ставрополя от 21.08.2008 N 1999 "Об утверждении Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории города Ставрополя" не предусмотрена возможность предоставления земельных участков в аренду для организации кафе. Администрация вправе принять положительное либо отрицательное решение со ссылкой на отсутствие у заявителя предусмотренных нормами о градостроительной деятельности условий и согласований, требуемого комплекта документов, несоответствия документов требованиям законодательства либо необходимости предоставления дополнительных сведений, требующихся для принятия решения о предоставлении земельного участка для проектирования и строительства объекта. Кроме того, общество не обращалось с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: город Ставрополь, ул. Коломийцева, 39А, квартал 612, в материалах дела отсутствует заявление по указанному адресу. Межу тем судами первой и кассационной инстанций не были проверены данные обстоятельства.
Отзывы на жалобу не поступили.
Комитет заявил (посредством факсимильной связи) о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы жалобы, просил кассационную инстанцию отменить оспариваемые акты и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя администрации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании договора купли-продажи имущества от 30.09.2004 N Ш/Р-02 за обществом зарегистрировано право собственности на нежилое административное здание (номера на поэтажном плане помещения 27 - 45, 83, 59 - 66, 86) площадью 736,70 кв. м, расположенное по адресу: ул. Коломийцева, 2, г. Ставрополь, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 02.11.2007 произведена запись регистрации N 26-26-12/096/2007-209.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 28.04.2008 на основании договора купли-продажи имущества от 10.04.2008 за обществом зарегистрировано право собственности на административное здание (помещение 1 этаж N 84, помещение 2 этажа N 90, площадью 67,30 кв. м), расположенное по адресу: г. Ставрополь ул. Коломийцева, 2, , о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.04.2008 произведена запись регистрации N 26-26-12/055/2008-015.
На основании заявления общества от 04.10.2006 администрацией возбуждена процедура предоставления обществу земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта и 01.08.2007 утверждено градостроительное заключение N 2334, в соответствии с которым предоставление земельного участка возможно при условии его согласования со всеми заинтересованными инженерными службами.
15 октября 2007 года комитет, возглавляемый заместителем главы администрации, утвердил проект границ спорного земельного участка.
Согласно протоколу заседания городской комиссии по охране зеленых насаждений от 08.07.2008 N 19 комиссия повторно рассмотрела акт выбора земельного участка по ул. Коломийцева, 39, отведенного обществу, и приняла решение передать по акту на сохранность все насаждения.
22 августа 2008 года директор МУП "Горзеленстрой" утвердил акт от 10.07.2008 обследования зеленых насаждений на запрашиваемом к размещению объекта по ул. Коломийцева, 39 и передачи имеющихся зеленых насаждений на сохранность.
Общество получило положительное санитарно-эпидемиологическое заключение от 14.12.2007, согласно которому земельный участок, испрашиваемый обществом в аренду, пригоден под создание летней площадки-кафе и соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Информирование населения о возможном предоставлении в аренду земельного участка площадью 1342 кв. м в районе магазина-кафе по ул. Коломийцева, 39А, квартал 612 г. Ставрополя, с целевым назначением под летнюю площадку-кафе осуществлено путем публикации извещения в газете "Вечерний Ставрополь" от 20.10.2007 N 191.
В материалы дела представлено землеустроительное дело и выписка из государственного кадастра недвижимости, согласно которым земельный участок по ул. Коломийцева, 39А, район магазина-кафе из земель населенных пунктов, площадью 1342 кв. м в соответствии с утвержденным проектом границ земельного участка поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 26:12:02 01 04:89.
Обществом также представлены положительные заключения администрации Октябрьского района города Ставрополя от 26.06.2009 и Комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя от 05.09.2008.
К проекту границ приложена пояснительная записка, из которой следует, что земельный участок по адресу: г. Ставрополь, район магазин-кафе по ул. Коломийцева, 39А, площадью 1342 кв. м образован путем деления земельного участка с кадастровым номером 26:12:02 01 04:0066 площадью 102 749 кв. м, не закрепленного за конкретными лицами.
Испрашиваемый обществом спорный участок относится к городским землям согласно градостроительному заключению N 2334 и выписке из государственного кадастра.
Письмом комитета от 22.09.2009 обществу отказано в предоставлении спорного земельного участка для проектирования и организации летней площадки-кафе, поскольку правовые основания для предоставления дополнительного земельного участка отсутствуют.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на нее какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В случае установления названных обстоятельств арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного акта недействительным (часть 2 статьи 201 Кодекса).
В пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено следующее. Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган.
Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, осуществляется в порядке подачи заявления в орган местного самоуправления, который в двухнедельный срок принимает решение исполнительного органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка (статьи 9, 10, 11, 29, пункты 2 - 6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 9 Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории города Ставрополя, утвержденного постановлением главы города Ставрополя от 21.08.2008 N 1999, перечень документов, необходимых для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также порядок их приема и подготовки документов для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлены Порядком приема, подготовки и выдачи документов в области градостроительства и землепользования, утвержденным постановлением главы города Ставрополя, и утвержденным в соответствии с ним Регламентом подготовки документов в области градостроительства и землепользования.
Согласно пункту 18.4 Регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного постановлением главы администрации города Ставрополя от 10.09.2009 N 691, основаниями для отказа в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, являются: отрицательное градостроительное заключение; отрицательное заключение комиссии по охране зеленых насаждений; отрицательное заключение комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя; отрицательное заключение администрации соответствующего района города Ставрополя об информировании населения; заключение комитета градостроительства администрации города Ставрополя об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории; поступление иных заявлений от лиц, желающих приобрести указанный в информационном сообщении земельный участок, в случаях, установленных законодательством; отрицательное заключение управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю (отрицательное санитарно-эпидемиологическое заключение); отрицательное заключение министерства культуры Ставропольского края; отрицательное заключение ГИБДД; непредставление документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в течение 3 (трех) месяцев со дня, когда заявителю стало известно о необходимости представления таких документов; обстоятельства, ранее неизвестные при приеме документов и выявленные на любом из этапов подготовки документов, которые в соответствии с законодательством делают невозможным предоставление муниципальной услуги.
Из материалов дела следует, что общество, обращаясь с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, представило все необходимые документы, отвечающие требованиям пункта 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Администрацией в лице уполномоченных органов утвержден проект границ земельного участка; информация о предоставлении земли доведена до населения; земельный участок поставлен на кадастровый учет, получены все необходимые положительные заключения уполномоченных органов. Данные обстоятельства заинтересованными лицами не оспариваются.
В нарушение норм, изложенных в статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, комитет не представил доказательств невозможности предоставить обществу спорный земельный участок на испрашиваемом праве.
Возражая в отношении заявленных требований, администрация указывает, что пунктом 5 постановления главы города Ставрополя от 21.08.2008 N 1999 "Об утверждении Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории города Ставрополя" (далее - Порядок) не предусмотрена возможность предоставления земельных участков в аренду для организации кафе.
Между тем из пункта 5 названного Порядка следует, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена или находящиеся в собственности муниципального образования города Ставрополя, предоставляются для целей, не связанных со строительством, для: установки легких металлических гаражей на внутриквартальных территориях инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, одному из родителей, имеющих ребенка-инвалида; установки стационарных объектов мелкорозничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения (киоски, павильоны, остановочные павильоны в комплексе с торговыми киосками или павильонами и т. д. ); организации благоустройства территории, прилегающей к зданию, строению, сооружению, принадлежащему на праве собственности или на ином вещном праве физическому или юридическому лицу; организации парковки к зданию, строению, сооружению, принадлежащему на праве собственности или на ином вещном праве физическому или юридическому лицу; организации стройплощадки на период строительства здания, строения, сооружения с последующим благоустройством; организации стоянки для автомобилей; ведения огородничества.
В указанном нормативном акте не установлено, что приведенный перечень является исчерпывающим и носит ограничительный характер по назначению целей, не связанных со строительством, для которых предоставляются земельные участки.
При этом нормами Земельного кодекса Российской Федерации при установлении прав граждан и юридических лиц на предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, не предусмотрена возможность произвольного ограничения органами местного самоуправления оснований предоставления земельных участков.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7 Порядка предоставление земельных участков для установки стационарных объектов мелкорозничной торговой сети осуществляется на территории города Ставрополя в соответствии с перечнем стационарных объектов мелкорозничной торговой сети, разрешенных к размещению на территории города Ставрополя, утвержденным постановлением главы города Ставрополя.
Согласно Перечню стационарных объектов мелкорозничной торговой сети, разрешенных к размещению на территории города Ставрополя, утвержденному постановлением главы города Ставрополя от 29.11.2005 N 4810 "Об упорядочении размещения стационарных объектов мелкорозничной торговой сети на территории города Ставрополя", на территории города Ставрополя разрешается размещать стационарные объекты мелкорозничной торговой сети - павильоны, киоски, соответствующие установленным законодательством градостроительным, санитарным и гигиеническим, противопожарным нормам, при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок (оказывающие услуги по быстрому приготовлению пищи).
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок испрашивается обществом для целей, предусмотренных пунктом 5 Перечня стационарных объектов мелкорозничной торговой сети.
Неисчерпывающий характер перечня, установленного в пункте 5 Порядка, впоследствии также подтвержден самим органом, издавшим данный нормативный акт, путем введения постановления администрации от 09.12.2009 N 1652 дополнительного пункта"- иных, не связанных со строительством целей".
Таким образом, ссылка администрации в лице комитета в своем отказе на отсутствие правовых оснований для предоставления дополнительного земельного участка для организации летней площадки-кафе обоснованно отклонена судебными инстанциями.
Поскольку отказ комитета, является незаконными и нарушает права и законные интересы общества, обратившегося за предоставлением земельного участка в установленном порядке и получившего все необходимые согласования уполномоченных органов, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы являются несостоятельными, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку их выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения или неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального либо процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильных судебных актов, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.03.2010 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2010 по делу N А63-18273/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 ноября 2010 г. по делу N А63-18273/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело