Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 29 октября 2010 г. по делу N А32-5428/2010
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 февраля 2012 г. N Ф08-172/12 по делу N А32-5428/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция) от 21.08.2009 N 5024/152.
Решением суда от 03.06.2010 требования удовлетворены на том основании, что обществом соблюдены установленные законодательством условия, необходимые для предъявления НДС к вычету. Право на вычет НДС не ставится в зависимость от источников поступления средств на оплату оказанных услуг.
В апелляционном порядке законность решения суда не проверялась.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении требований. Податель жалобы указывает, что у общества отсутствует право на налоговый вычет по НДС по подрядным работам, направленным на улучшение арендованного имущества, поскольку согласно условиям договоров аренды у общества отсутствует право собственности на эти улучшения. В соответствии со статьей 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) передача на безвозмездной основе объектов жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления или по решению указанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование и эксплуатацию указанных объектов по их назначению, объектом налогообложения НДС не признается. При оплате работ общество использует не собственные средства, а инвестиционные, и не несет расходы по уплате НДС.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность решения суда, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей налоговой инспекции и общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку уточненной декларации общества по НДС за июль 2007 года, по результатам которой составила акт от 25.06.2009 N 20183 и приняла решение от 21.08.2009 N 5024/152 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и предложении уплатить 109 689 рублей НДС.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 21.10.2009 N 16-12-742-1409 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение налоговой инспекции утверждено.
В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса общество обжаловало решение налоговой инспекции в арбитражный суд.
Суд установил, что общество и Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования "Город Краснодар" заключили договоры аренды муниципального имущества N 448 и 449, согласно которым департамент передает обществу за плату во временное владение и пользование движимое и недвижимое имущество, относящееся к системе коммунального водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Город Краснодар".
Общество и администрация муниципального образования "Город Краснодар" заключили договор о реализации Инвестиционной программы по реконструкции, развитию и модернизации системы водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Город Краснодар" на 2007 - 2011 годы.
Задачами Инвестиционной программы является капитальное строительство, модернизация, реконструкция, развитие объектов водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Город Краснодар", как в количественном, так и в качественном отношении, внедрение современных энергосберегающих технологий, направленных на снижение энергозатрат при реализации основной деятельности.
Согласно разделам 2 и 10 инвестиционного договора общество обязано выполнить мероприятия, предусмотренные Инвестиционной программой: осуществить строительство новых объектов системы водоснабжения и водоотведения (СВВ), реконструкцию и модернизацию уже существующих объектов СВВ, арендуемых обществом.
В силу пункта 3.22 договора от 28.09.2006 N 449 и пункта 3.17 договора от 28.09.2006 N 448 арендатор (общество) обязан производить реконструкцию, модернизацию и развитие арендованного имущества в соответствии с Инвестиционной программой.
По условиям договоров аренды N 448 и 449 все произведенные арендатором улучшения, перестройки, преобразования, изменения, а также улучшения, неотделимые без вреда для арендованного имущества являются собственностью муниципального образования "Город Краснодар" (пункты 3.5.2). Дополнительными соглашениями N 710 и 709 в пункты 3.5.2 договоров аренды N 448 и 449 внесены изменения, в соответствии с которыми отделимые улучшения, за исключением объектов недвижимости, а также имущества, отделение которого приведет к ухудшению и/или снижению объемов оказания услуг, созданные арендатором в процессе реализации Инвестиционной программы за счет платы за подключение и надбавок к тарифам за исключением исполнения обязательств по пункту 3.3.6 договора, остаются в собственности арендатора и по истечении срока действия договора по письменному требованию арендодателя передаются безвозмездно в собственность муниципального образования "Город Краснодар" в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Для выполнения мероприятий Инвестиционной программы общество приобрело услуги подрядных организаций и уплатило входящий НДС, выставленный этими организациями.
Налоговая инспекция сделала вывод о том, что общество неправомерно заявило к вычету НДС, предъявленный подрядными организациями при осуществлении строительства и реконструкции существующих объектов коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Краснодар" в рамках реализации Инвестиционной программы.
Принимая решение от 21.08.2009 N 5024/152, налоговая инспекция исходила из следующего: при строительстве объектов коммунальной инфраструктуры и реконструкции арендованного у администрации муниципального образования "Город Краснодар" имущества общество использовало источники финансирования Инвестиционной программы (плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, надбавка к ценам (тарифам) для потребителей), поэтому работы, произведенные обществом в рамках Инвестиционной программы, оплачены не за счет собственных средств, а за счет средств инвесторов. У общества отсутствует право на налоговый вычет по НДС по подрядным работам, направленным на улучшение арендованного имущества, поскольку согласно условиям договоров аренды у общества отсутствует право собственности на эти улучшения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 171 Налогового кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
Пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса, на установленные налоговые вычеты. В силу пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации после принятия на учет данных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Налогового кодекса и при наличии соответствующих первичных документов.
Иных требований либо ограничений для получения права на налоговые вычеты Налоговый кодекс не содержит.
В подтверждение выполненных подрядными организациями работ по реализации Инвестиционной программы общество представило договоры, счета-фактуры, справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), акты о приемке выполненных работ (форма N КС-2). Налоговая инспекция не предъявила претензии к данным документам, не оспорила реальность выполнения работ (услуг), налог по которым предъявлен к уплате подрядными организациями.
Обязанность по созданию новых объектов системы водоснабжения и водоотведения, реконструкции и модернизации уже существующих объектов имущества обусловлена необходимостью осуществления обществом деятельности по водоснабжению, водоотведению, подключению к сетям коммунальной инфраструктуры, а также условиями инвестиционного договора. Услуги по подключению к системам водоснабжения и водоотведения, а также услуги по водоснабжению и водоотведению облагаются НДС в общем порядке. Доказательства того, что общество использовало имущество для целей, не связанных с производственной деятельностью, налоговая инспекция не представила.
Суд обоснованно отклонил довод налоговой инспекции о том, что по окончании срока действия договора аренды имущество жилищно-коммунального сектора будет безвозмездно передано администрации муниципального образования "Город Краснодар", поэтому у общества отсутствует право на вычет по НДС.
Налоговый кодекс не ограничивает право налогоплательщика на применение налоговых вычетов в случае, если товары (работы, услуги) изначально приобретены и используются для осуществления операций, являющихся объектом налогообложения, а впоследствии перестают использоваться в указанных операциях. Данный вывод подтверждается подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса, согласно которому суммы НДС, ранее принятые к вычету в соответствии с главой 21 Налогового кодекса, подлежат восстановлению к уплате в бюджет, в случае дальнейшего использования товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, для осуществления операций, не являющихся объектом налогообложения.
Когда налогоплательщик изначально использует товары (работы, услуги), в том числе основные средства, в операциях, подлежащих налогообложению, а затем прекращает их использование для осуществления этих операций, Налоговым кодексом предусмотрен специальный механизм восстановления НДС, который соответствует общим принципам налогообложения НДС. У общества отсутствуют основания для восстановления НДС до того, как он фактически передаст имущество муниципальному образованию "Город Краснодар".
На момент проведения налоговой проверки ни один из объектов безвозмездно не передан арендодателю. Вновь создаваемые объекты, а также затраты общества на модернизацию и реконструкцию учитываются на балансе. Из представленных в материалы дела документов не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, что все созданное обществом в процессе реализации Инвестиционной программы имущество обязательно перейдет в собственность муниципального образования "Город Краснодар" по истечении срока действия договоров аренды.
Налоговая инспекция сделала вывод о том, что полученные обществом по договору о реализации Инвестиционной программы по реконструкции денежные средства являются не его собственными, а инвестиционными, поэтому общество не понесло реальные расходы на уплату НДС.
Суд правильно отклонил данный довод по следующим основаниям.
Согласно пунктам 10 и 12 статьи 11 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" финансирование инвестиционных программ осуществляется за счет надбавки к цене (тарифу) для потребителей и тарифа организации коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 3.2 инвестиционного договора источниками финансирования Инвестиционной программы и работ по строительству и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры, выполняемых в рамках реализации данной программы, являются надбавка к тарифам на услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей и тариф на подключение к системам водоснабжения и водоотведения.
Тариф на подключение к системам водоснабжения и водоотведения и надбавка к тарифам на услуги водоснабжения и водоотведения являются ценовыми ставками, с учетом которых рассчитывается выручка налогоплательщика за оказание им услуг населению. Выручка общества является собственными средствами налогоплательщика, за счет которых он оплачивал выполненные работы в рамках исполнения договоров подряда. Кроме того, в пункте 6.1.3 инвестиционного договора указано, что на имущество, созданное только за счет средств общества, в том числе за счет платы за подключение и надбавки к тарифу, право собственности возникает у общества. Денежные средства, полученные обществом в качестве платы за оказание услуг по подключению к сетям водоснабжения и водоотведения, отражены в бухгалтерском и налоговом учете в качестве выручки от реализации, и включены в налоговую базу по налогу на прибыль.
Налоговым кодексом не предусмотрено ограничение права на налоговые вычеты для организаций, реализующих товары (работы, услуги) по регулируемым ценам и получающих в связи с этим дотации, в случае оплаты услуг поставщиков коммунальных ресурсов за счет бюджетных средств, а также средств, собранных с населения.
Кроме того, право на вычет НДС не ставится в зависимость от источников поступления средств на оплату оказанных услуг.
Суд сделал обоснованный вывод о том, что общество правомерно предъявило к вычету суммы НДС, уплаченные за коммунальные ресурсы, использованные для оказания соответствующих услуг населению, а налоговая инспекция не обосновала начисление обществу 109 689 рублей НДС.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, принятых арбитражным судом, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, всесторонне, полно и объективно исследованных судом, и подлежат отклонению в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение решения суда (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы налоговой инспекции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.06.2010 по делу N А32-5428/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 октября 2010 г. по делу N А32-5428/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело